Больше рецензий

22 марта 2016 г. 22:19

330

3

Интересно, однако.

В издании "Синий фонарь" 2014-ого года собрана почти все рассказики Виктора Пелевина (кроме тех, что были в других сборниках), что по этому сборнику мы и можем наблюдать эволюцию писателя.
Изначально нашему вниманию открываются неплохие рассказы с различными смыслами, что диву даёшься, как писатель мог так закрутить сюжет и вывести его даже в лёгкую эзотерику. Позже мы видим слегка странные рассказы, которые, скорее всего, несут смысл, но лично мне они не понравились. Следом мы видим отличные произведения с простым смыслом. Тут-то и открывается полностью писательский талант Пелевина. Нууу, где-то я читал, что это его приём. ("Онтология детства", "Ника"). Ну и последняя серия рассказов - рассказы вразнобой.

Лично мне понравился сборник, но очень сложно представить человека, которому бы понравился каждый рассказ из него. Спектр смыслов и проблем не расширяется, а будто насыщается. Плотность смысловой нагрузки растёт от рассказа к рассказу, и порой приходится прибегать к эзотерике, чтобы как-то облегчить нагрузку, скинув то, что требует объяснения, именно на эту эзотерику.

Однако! Каждый рассказ является своей реальностью. Реальностью абсурда. Но можно ли назвать Пелевина постмодернистским Кафкой? Не думаю. В произведениях Кафки больше выражения проблем путём постройки абсурдного мира. У Пелевина же абсурдный мир - лишь оправдание уехавшим куда-то вдаль мыслям, но это не чернит рассказы. Просто расширяет смысловую нагрузку там, где она кажется не особо уместной.

P.S. первый рассказ выглядит сетапом, когда остальные выглядят панчлайном. В первом рассказе говорится о том, что человек, который думает о смерти без альтернативы думы, на неё уже обречён. Остальные рассказы заставляют думать именно о ней, о смерти.