Больше рецензий

Hambone

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 февраля 2016 г. 08:28

235

5

Книга с незамысловатым сюжетом о жизни в польской деревне где-то в конце 19 века. Повествование сосредоточено в основном на перипетиях в семье зажиточных крестьян Борына, где престарелый папаша Мацей берёт в жёны молодую Ягну. С этого момента в семье начинаются проблемы, потому что на Ягну облизывался ещё и сын Мацея, Антек, у которого, кстати, жена уже имеется. И понеслось...

Если отвлечься от семейных дрязг, то нетрудно будет заметить, что по деревне бродит призрак коммунизма в лице прототипа будущих парторгов Роха и придурковатого пана Яцека, который, похоже, сочинений Льва Николаевича не читал, поскольку пахать не стремится, а только обеспечивает экономжильём неимущих. Автор, кстати, вскрывает язвы социальных различий не только с помощью этих двоих ребят и стёбом над хитрожопым ксёндзом. Реймонт, как и его персонажи, регулярно и элегантно "забывает" про нищих крестьян. Дочитав сие произведение до конца вы будете иметь представление, как будут дальше жить Борыны и Пачеси, но что будет с Козловыми или с сестрой Ганки, Веронкой, - тайна, покрытая мраком.

Кроме классового угнетения в деревне Липцы процветает угнетение детей родителями и женщин всеми. И если детям мужского пола деревенская община ещё как-то сочувствует и оказывает поддержку (не хило надавав, к примеру, Шимеку домашней утвари и скотины, мне аж завидно стало, кто б мне на новоселье кур подарил?), то на женщинах отыгрываются всем миром. Всего две вещи могут объединить всех в романе без исключения - это переживание за лес и ненависть к Ягне. Подсознание крестьянской общины долго кипело в поиске главного виновника всех бед, свалившихся на деревню, и с радостью обрушило свой гнев на женщину. Роман был написан в начале 20 века, сейчас начинается 21 век, но в Россиюшке до сих пор единственным, что может объединить мужика-сталевара и загнивающего московского либерала - это мизогиния. Есть нерушимые духовные скрепы и это самая из них главная. Вторая скрепа - Леочкин Оскар.

Что мне особо понравилось, так это то, что Реймонт не стал наворачивать сложный сюжет и упражняться в витиеватости слога а просто раскрыл темы сельскохозяйственного календаря и богатого польского фольклора. В итоге произведение получилось монументальное, но читаемое. В нём не увязаешь по колено, а спокойно разглядываешь всю картину происходящего, хоть и деревенскую, но не пасторальную. Респект автору и Нобелевскому комитету.

Прочитано в рамках ДП-2016. Я в команде "Пруст не простит".