Больше рецензий

28 января 2016 г. 08:50

117

4 Жили-были дед да баба. Хотя... это немного из другой сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два автора, Павел Викторович да Сергей Александрович. Люди то были талантливые, яркие да харизматичные, арт-группу вон собственную основали. Так вот, ехали они как-то вместе в поезде и пришла к ним Идея, юношескими амбициями Павла Викторовича навеянная. Книгу они написать решили, да не абы какую, а масштабную, необычную и резонансную. Накупили они, по слухам, тетрадей заморских, да давай выписывать, да вырисовывать, да по-очереди, у кого забавнее да оригинальнее получится. Весело шла работа, текст получался нелепый, обаятельный, заумный, тут и конец первому тому подошел. За второй же Павел Викторович в одиночку принялся, как человек, свободный от «обстоятельств». А что за обстоятельства те, история наша умалчивает. Ну часть стихотворений, да пара глав, разве что, не его перу принадлежат. Три года тому минули и второй том был закончен. Получилась история ладная да необычная, с фабулой фантастическою. О героической борьбе советского колобка-парторга с игом фашистским в войне Великой Отечественной. И герои того сказа не простые, персонажи то волшебные да мифологические. Те, кто за Русь-матушку сражаются, те наши, сказочные — избушки, гуси-лебеди, лисоньки и иже с ними, а те, кто на вражеской стороне, те герои иностранные, советскому сердцу чуждые — Карлсоны и Малыши, Питеры Пены, феи, да очаровательные нянюшки. И сражаются все меж собою в войне магической, от исхода которой и окончание реальной зависит. А ради чего, собственно, Книга та великая написана, сие, наверное, только авторам и ведомо. Чистого искусства ради, может быть?

В общем, и я там был, мед-пиво пил, по метафорическим усам текло, а в рот не попало. Пиво, видать, тоже метафорическое было. И вообще, то присказка была, вместо эпиграфа, так сказать.

Собственно, я все это к чему? Очень неоднозначная книга у авторов получилась. Одновременно восхищающая и отталкивающая, загадочная и прямолинейная. Состоящая по большей части из абсурда, стилизации и иносказаний. Можно бесконечно выискивать в тексте отсылки и искать двойное дно. А можно не искать, потому-что лень. А можно воспринимать книгу в целом, как своего рода арт-объект, чем она, по сути, и является.

Стиль буриме, в котором написан первый том, хорошо заметен, особенно когда сравниваешь его со вторым томом. Пропадает какая-то дерганность повествования, внезапность происходящего, хотя действия все еще абсурдны донельзя. События первого тома катятся, аки колобок с пригорка, резво подскакивая, второй же более плавный. Впрочем, стиль повествования мне иррационально нравятся. Мат удивительно хорошо вписывается в речь персонажей, во многом добавляя идиотичности. Всегда к месту и точно выверен, да вот только не всегда разнообразен и оригинален, что не критично, я считаю. Композиция романа тоже весьма подкупает — зацикленная, заключенная в рамку из реальных событий волшебная сказка. Второй том, дополняющий первый, вносящий пояснения наплывами реальности. Все, казалось бы, прекрасно, но я никак не могу отделаться от ощущения, что размер книги мог быть бы и поменьше. Начинается за здравие, так сказать, а дальше повествование тянется и тянется, мифогенная белиберда все никак не заканчивается... а потом вдруг ага и переход к повествованию о реальных событиях. Из колеи выбивает, пожалуй. Впрочем, даже к резким перескокам между галлюцинациями и реальностью притерпеться можно. Но тоже в конце концов надоедает. Есть вот у меня подозрение, что уже через месяц какой-нибудь я сюжета книги в подробностях и не вспомню, а в общих чертах может быть, может быть.

В общем, ай наны-наны! Пойду чем-нибудь полегче МЛК зачитаю.

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2016, команда "Пруст не простит".