Больше рецензий

9 января 2016 г. 19:43

2K

4

Я прочитала эту книгу с большим интересом. Вообще, тут главное понимать, что автор не претендует на научность ни в коей мере. Он пишет об эзотерике, а ее уже можно считать отдельной областью знаний, где-то между наукой и религией. Насколько информация,изложенная в книге, достоверна - сказать очень трудно, он ведь пишет о таких вещах, о которых история сохранила не так много сведений, а многие учения скрывались намеренно (не случайно они называются "эзотерическими", т. е. "внутренними"). Так что я практически уверена, что больше половины книги - авторский вымысел, беллетристика. Но сама идея некоего внутреннего тщательно охраняемого знания, которое хранилось и передавалось на протяжении многих тысяч лет у разных народов и цивилизаций мне показалась очень привлекательной. Получается, что все религии говорят об одном и том же, но на разных языках. Хотя идея, кстати, не его. По-моему, она позаимствована у Теософского общества. Но не важно, главное - что Шюре популяризирует эту идею в очень красивой и доступной форме. Итак, перед читателем разворачиваются картины жизни и деятельности восьми... философов? героев? богов? Под термином "Великие посвященные" Шюре объединяет очень разных персонажей. И тут сразу возникает вопрос к автору: почему именно эти персонажи отобраны как посвященные? Не все из них могут считаться основателями религий. С другой стороны, многие известные основатели (Будда, пророк Мухаммед) отсутствуют. Автор оговаривается насчет Будды - тот, мол, не внес в доктрину особой новизны. Ну не знаю, может, автор просто совсем не знаком с его учением. В общем, объективности мало. Первый очерк посвящен мифическому персонажу - Раме. Шюре называет его вождем древних ариев, руководившим их переселением из Европы в Индию. Мне очень нравится теория о происхождении ариев из Европы, но, увы, научного подтверждения она не получила. Беллетристика, в общем, но читать приятно. Далее идет бог Кришна. Эта глава мне совсем не понравилась, с историей Кришны я немного знакома из более аутентичных источников, и мне показалось, Шюре переврал все что можно. Он лишил Кришну индивидуальности, сделав его таким "предтечей" Христа, а ведь он совершенно не похож на Христа. В общем, с этого места я начала подозревать автора в подгонке фактов под свою теорию о единстве религий. В его оправдание можно сказать только, что в момент написания книги (1895 год) индуизм был очень мало знаком европейцам. Далее идут собственно эзотерические учения - тайные, с жуткими посвящениями. Таково египетское учение Гермеса. О самом Гермесе автор пишет крайне мало, что радует, т. к. о нем действительно почти ничего не известно. Но подробно описываются ритуалы и церемонии посвящения. Вспомнилась "Таис Афинская" - очень похоже на сцены посвящения Таис в египетском храме. История Моисея также излагается с некоторыми искажениями. Он у него коренной египтянин и жрец "по образованию". Потом сразу идут греки - мифический герой Орфей и философы Пифагор и Платон. По Шюре, именно они были распространителями древней эзотерической доктрины в Греции. Интересен его взгляд на греческую культуру - мы ведь привыкли считать ее чуть ли материалистической. Аполлон для нас лишь символ искусства. А для греков, пишет Шюре, в его образе был глубокий сакральный смысл. Не говоря уже о Дионисе и Персефоне. В этом вопросе я больше доверяю автору, чем когда он пишет об индуизме, так как греческая культура оставила множество письменных источников, доступных европейцам, и в том числе описаний разных культов и мистерий. Тут он постоянно ссылается на античных авторов. И венчает всю эту плеяду Иисус Христос. О Христе Шюре пишет красиво и с благоговением, но, по сути, ничего нового я от него не узнала. Сама эзотерическая суть его доктрины и связь с предыдущей традицией(если таковая есть) описана очень поверхностно. Некоторые очевидные вопросы повисли в воздухе. Например, куда и почему из христианства пропала идея перерождения душ? Она ведь была во всех предшествующих доктринах. Ну и, конечно, не помешало бы кое-что добавить о последователях Христа и дальнейшем развитии его идей. Но тут, я думаю, любому честному автору грозило бы отлучение от церкви, а в конце 19 века люди этого еще опасались - не все же такие смелые, как Толстой. Так что на этом Шюре пришлось остановиться. И все же, несмотря на отмеченные недостатки, книга, в целом, достойна прочтения теми, кому интересна эзотерическая тематика. В ней есть очень красивые и точные слова, фразы, целые абзацы, описывающие душевные состояния человека, тройственное строение личности (дух, душа, тело), духовный путь на протяжении не одной жизни, а целого цикла, законы кармы и т.п. У меня все это вызывает какой-то внутренний отклик. А почему нет? В конце концов, не думаю, что современная психология более достоверна, чем древнейшие знания человечества. Хочется думать, что Шюре изложил их не слишком далеко от истины.