Больше рецензий

13 декабря 2015 г. 16:02

869

4

Жанр автобиографической прозы, пожалуй, один из самых сложных в литературе. С одной стороны, он требует от писателя наличия определенного жизненного опыта: не стоит и думать о книге воспоминаний до достижения, по крайней мере, пятидесятилетнего возраста, если только вы не Марсель Пруст. (Маргерит Дюрас – не Марсель Пруст, «Любовника» она написала в 70). А с другой – необходим опыт художественного творчества, поскольку подлинная автобиография немыслима без фантазии и творческой переработки реальности. Но даже при соблюдении этих условий писатели часто допускают одну и ту же ошибку в автобиографическом письме - впадают в сентиментальность. Ведь писателей, как и всех прочих людей, обычно до слез умиляют воспоминания о собственном детстве и юности, что неизбежно отражается на их произведениях. В этом смысле Маргерит Дюрас - писатель исключительный.

«Любовник» вряд ли способен растрогать или умилить читателя. История взросления юной француженки, живущей с матерью и двумя братьями в Индокитае, – откровенный рассказ о непростых отношениях в семье, смерти отца и душевной болезни матери, пробуждении чувственности и первом сексуальном опыте – скорее шокирует, чем вызывает нежные чувства. В «Любовнике» Дюрас искусно объединила реальную историю своей жизни и собственные фантастические представления о ней. Прошлое в романе не столько воскрешается или реконструируется автором, сколько заново создаётся. Вместе с тем, в «Любовнике» нет линейного, последовательно выстроенного повествования; присутствует определённая хронология, единый сюжет, но композиция имеет фрагментарный характер: разрозненные эпизоды возникают в романе как всплески памяти, случайные воспоминания о прошлом, фиксируемые и анализируемые (не без помощи Фрейда) по мере их возникновения.

Вызывающий роман и очень сюрреалистичный, читать его тяжело, и ощущения по большей части сумбурные. Но написано - гениально.