Больше рецензий

11 декабря 2015 г. 17:37

141

4

– Любовь, Гарри.
(с) Альбус Персиваль Вулфрик Брайан Дамблдор


(Перечитала написанное и поняла, что могла спровоцировать несколько превратное впечатление. "Живые" мне правда понравились, и вся нижеследующая критика - от искреннего желания успеха серии. Ей только нужно выйти из границ притчи, для многотомника они тесны.)
Невооружённым глазом видно, что книга написана многодетной мамой. Первый признак – живое :) и правдоподобное воспроизведение детских повадок и разговоров; капризы над овсяной кашей, сование носа в шкатулку старшей сестры, хвастовство успехами в компьютерной игре, крошки от печенья по всему ковру Варвара Еналь явно списала с натуры. А второй – помещение детей в центр мира, провозглашение блага материнства и создание образа чистого, безгрешного детства, от природы доброго и никогда ни в чём не виноватого. Умиление, с каким описано всё связанное с воспитанием и заботой о детях, безошибочно выдаёт счастливый материнский опыт, определяющий и ограничивающий основные достоинства книги. А вот главку про постапокалиптическое мироустройство стоило бы вообще убрать из текста – он бы от этого ничего не потерял, кроме повода для иронии. Начать с того, что в условиях дефицита ресурсов после глобальной катастрофы объединение человечества под эгидой гуманистических ценностей крайне маловероятно, а уж право всех на всю информацию, какая только есть, и вовсе смехотворно. Интересно, автор сама как мама своим детям тоже прямо всё рассказывает по первому требованию? Но даже если допустить, что тоталитарного кризисного режима не случилось, воплощается этот самый гуманизм довольно странно. «Человеческая жизнь стала главной и высшей ценностью» – при этом нет возможности кормить и содержать «бракованных» (цитата!) людей, а здоровых детей с оптимальным сочетанием генов можно наплодить при полностью автоматизированном процессе сколько угодно, значит, и беречь особенно нечего. Содержание и обучение детей, «основного охраняемого достояния», видимо, обходится настолько дёшево, что проще пустить их в расход, чем перепрограммировать станцию (с чем, между прочим, те же самые дети справляются довольно ловко). О каком сбережении национальной культуры на станциях может идти речь, когда в учебную программу не входит ни литература, ни музыка? И почему, если всё-таки человечество решило исправить собственные ошибки, любовь, привязанность и семья стали устаревшими понятиями?
Автор посвятила книгу собственным детям и плохого, конечно, не посоветует: любите друг друга, не ругайтесь, не ленитесь, плодитесь и размножайтесь, слушайте русский рок. Только немного непонятно, какому возрасту адресована эта разжёванная до состояния птичьего молочка мораль. Видимо, всем сразу. Рейтинг 6+. Маркировка «для средних школьников». Главным героям – от 15 до 20 лет. Они то на полном серьёзе задумываются, получится ли у них заняться «натуральным сексом», то им не жизнь без прокладок-ежедневок, то твёрдой рукой добивают павшего в бою, то испытывают какую-то априорную нежность к младенцам. Маме в конце концов становится не о чем говорить со своим ребёнком, а нацеленные на карьеру подростки с удовольствием нянчатся с ползунками – что-то слабо мне в это верится. При этом воспитание исключительно роботами никак не сказывается на личности, ну, кроме сложностей с любовью, точнее, отсутствия в активном словаре этого термина. В остальном дети говорят и реагируют совершенно естественно. Так вот какую же сложную надо было написать программу, чтобы безбоязненно доверить роботам сообщество детей от нуля до пятнадцати, и они бы выросли психически полноценными, каждый со своим характером, никому из электронных нянек по дороге не открутили голову да ещё и приобрели достаточные профессиональные навыки, чтобы в 15 лет войти в экипаж станции? Техническая сторона сюжета вообще довольно условна - не будем докапываться, почему станции не автономны (на одной производят продукты, на другой одежду, на третьей технику), ведь это огромная дыра в обороне, а наши герои, между прочим, как раз намереваются перейти на осадное положение; как умудрились при недостатке природных ресурсов (ископаемых, пахотной земли, флоры и фауны) сохранить производство натуральных продуктов и тканей, а не перешли на комбикорм в капсулах; откуда на станции такое количество чистой воды для душа (проточной, горячей и холодной) и какой мощнейший источник энергии обеспечивает искусственную гравитацию на огромной территории; как расшифровывается сигнал тревоги M.O.A.G. (кроме того, что звучит он действительно зловеще) и названия классов роботов "лон" и "дон"; откуда заблокированная станция берёт в течение 15 лет новые клетки для зачатия, если её программа требует оптимального (а значит, не близкородственного) сочетания генов; и так далее и тому подобное... Потому что книга о любви, хотя биохимически (раз уж мы лечим любовью загадочный вирус) это просто как съесть большое количество шоколада.
В «Живых» много хорошего. Действительно живые, узнаваемые герои, грамотный, но опять же живой язык, удобный объём главок, удачное сочетание двух точек зрения, сюжет в темпе allegro moderato. Конечно, прекрасное стильное оформление. Я даже думаю, что киношникам стоит обратить внимание на эту серию. А главный недостаток один, судите сами, насколько серьёзный: прямолинейность азбучных истин. Ни одного отрицательного персонажа. Ни одного неоднозначного поступка. И любовь тут, оказывается, отнюдь не свобода, а антидот уровня выживания. Хочешь жить – умей любить. Интересно, скажутся ли в последующих частях побочные эффекты такой жёсткой необходимости?

Благодарю издательство "Росмэн" за организацию раздачи.