Больше рецензий

28 марта 2015 г. 14:34

50

5

Candy doesn’t have to have a point.
That’s why it’s candy.

© Charlie and the Chocolate Factory

В иллюстрированной энциклопедии творчества Нила Геймана «Звёздную пыль» сравнивают… с мороженым. В ней нет никакого социально значимого подтекста, никакой скрытой аллегории. Нет неоднозначных характеров, сложных мотивов, сюжетных вывертов. Она ничему не соответствует и ничего не требует. Она просто может сделать вас счастливее.
Входя на ярмарку в Застенье, напомните себе, что кем бы вы ни были, насколько бы взрослыми себя ни считали, как бы ни укоренился в вас рациональный взгляд на мир – вы имеете право на сказку. Без оглядок, оговорок и оправданий. Экономичный список покупок, и кошелёк заодно, оставьте дома – детский стишок или монолог из Шекспира могут оказаться гораздо полезнее. Смотрите по сторонам хорошенько – здесь удивительно и волшебно абсолютно всё, будто в старые добрые времена, когда перьевые ручки заставляли как следует подбирать и тщательно выписывать каждое слово, когда Фаэри ещё не совсем отделилась от нашего мира, а фэнтези – от всей остальной литературы.
Собственно, «Звёздная пыль» и была моим первым знакомством с творчеством Нила Геймана, правда, лишь в виде экранизации, и об авторе первоисточника, как и о самом наличии такового, я не имела ни малейшего представления. Хотя с тех пор, с 2007 года, фильм я не пересматривала, и многие детали забылись – разве что в ясные ночи приходил на ум философский вопрос: «Мы люди, потому что мы смотрим на звёзды, или мы смотрим на звёзды потому, что мы люди?» – когда мистер Гейман снова появился на горизонте с явным намерением возглавить список моих предпочтений, реакция у меня была самая адекватная, как ему бы и хотелось: «О, это вы написали «Звёздную пыль»? Обожаю этот фильм! Но книга всё-таки лучше». С той только разницей, что книгу я до сих пор не читала – однако, будучи достаточно знакома с другими его вещами, не сомневаясь дала аванс.
Гейман вплоть до середины 2000-х оставался одним из тех авторов, чьи произведения ещё не переводились на киноязык, но категорически не собирался следовать примеру своих коллег по писательскому цеху, отдающих производство экранизаций полностью на откуп режиссёрам и продюсерам. Они получали деньги, но оставались совершенно недовольны результатом. «Я не хотел, чтобы про «Звёздную пыль» говорили что-нибудь вроде: «Книжка – просто чудо, но фильм – просто ужас». Зачем мне это надо? Ведь деньги сами по себе не приносят счастья». Так что все отличия в сценарии фильма от описанных в книге событий были одобрены Гейманом лично. Главное – «Звёздная пыль» осталась историей, а не превратилась в очередной блокбастер ради кассовых сборов или в «ракету-носитель» для какой-нибудь хорошенькой начинающей актрисы. Впрочем, хорошенькая актриса как раз фильму бы не помешала, но даже Клер Дэйнс, которой, по моему скромному мнению, для роли Звезды не хватает ни красоты, ни изящества, не смогла испортить эту редкостно щедрую на чудеса сказку. От фильма вы получите полный набор современных спецэффектов, применённых со вкусом и к месту, и отличный актёрский состав, а книга отошлёт к классической литературе, Донну, Диккенсу, а под конец и к Остен («It has occasionally been remarked upon…»), не только декорациями, но и чудно воспроизведённым стилем, между прочим, задолго до того, как стимпанк вошёл в моду.
И всё-таки книга лучше.
Чуть-чуть. ;)