Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

21 января 2015 г. 00:20

60

4

Дело Антонио Ринальдески, или руководство об том, как попасть в историю…

Отделавшись от «Истории Флоренции» Макиавелли и заключив, что ее не стоит читать, если тебя никаким местом не интересует Флоренция, я собралась уж было благополучно забыть и о Флоренции, и об ее истории, как вдруг вспомнила, что у меня есть еще одна книга, тесно этой темы касающаяся. Ибо, к слову, Макиавелли как раз был современником описываемого случая.

Случай же состоит вот в чем. Жил-был некий Антонио Ринальдески – азартный игрок, гуляка-сквернослов и вообще человек пропащий, если верить свидетельствам. И вот однажды этот человек, проигравшись в пух и прах, вышел на улицу с бранью на устах о себе любимом и, заодно, о Деве Марии (которая, надо полагать, обещалась помочь ему выиграть, но как-то не получилось). В сердцах словами не ограничился: потрудился собрать засохший навоз и запустить им во фреску Святой Марии де’ Риччи, чтоб неповадно было. Навоз, даром, что засохший, на образе все-таки остался, да еще в форме розетки (здесь не удерживаю глубокого фейспалма, ибо этот неловкий момент свидетельствовал не только как доказательство вины Антонио, но и как… Но и как чудо чудесное, черт возьми!). Потом вроде как очнулся и понял, что его дело плохо, бросился бежать, пытался даже заколоться, но был пойман и повешен. Формулировка приговора размытая – и за то, что азартный игрок, и за неудавшееся самоубийство, ну и, разумеется, за богохульство.

Казалось бы, заурядный случай, но вот что интересно. После казни Антонио вокруг Марии де’ Риччи поднялась шумиха, и оный образ стал центром нового культа, а сам Антонио – трогательным персонажем, которого сама Дева защитила от адской пропасти (то есть не дала умереть от себя самого, ибо раз он исповедался во всем и был казнен – рай обеспечен). Причина этого… Собственно, возможные причины авторы этой книги и рассматривают, приводя различные документы и обрисовывая исторический контекст эпохи и религиозные настроения того времени.

Мораль сей басни такова: главное – сорваться в нужное время и в нужном месте, ну и подкрепить содеянное жертвой, а там уж… Негодяй – не негодяй, навоз – не навоз, народ вас запомнит и вознесет.

Но если серьезно, книга интересна как зарисовка жизни того времени и истоков подобных культов. Изложено все доступно, предположения вменяемые, все подкреплено документами, иллюстрациями и ссылками.