Больше рецензий

vicious_virtue

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2014 г. 01:45

270

3

Давно, еще со времен "Добычи" и "Денег" Золя так не разочаровывал. Причем он явно следовал своим же принципам, просто тема крестьян от меня так же далека, как радикально ей противоположная тема высшего света. Впрочем, теми и теми движет одно и то же - урвать побольше денег (высший свет проворачивает аферы, крестьяне "Земли" делят шкуры неубитых предков и быстренько их убивают) и переспать со всем, что еще движется (высший свет заводит любовников и любовниц, крестьяне "Земли" вожделеют и домогаются всех юных девиц в округе, насилуют их или подстерегают в уголочке почти по девичьей доброй воле, а потом женятся). После этого их занятные способы деления наследства даже не удивляют. Не хочется снобом быть и клеймить как-то крестьян, но сложно ._.

Ужасное разочарование вызвали герои. Возникла сложность их всех запомнить, потому что они ведут хороводы и устраивают собачьи свадьбы на сеновале, Лиза-Франсуаза-Пигалица-Иисус-Фуан, а в центре всего этого малоприятного действа Жан Маккар, сын Антуана и брат Жервезы, выглядящий ну уж очень потерянным и неприспособленным к реалиям "Земли", пусть и приспособившийся к деревенским работам.

Главное ощущение, оставшееся после книги, заключается в медленном течении времени в деревне. Вообще в Ругон-Маккарах минимально упоминается ВФР, та, что 1789 - только в "Карьере Ругонов", когда в годы Бастилии и Террора родились трое детей Аделаиды. В "Земле" же она периодически звучит, напоминая, что жизнь на деревенской земле идет так медленно, что до нее вон отзвуки Конвента только что дошли, куда там империям и сменявшим их республикам.