Больше рецензий

sibkron

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 сентября 2014 г. 05:53

1K

5

В "Безымянном" Беккет продолжает развивать темы идентичности, коммуникации, взаимоотношения "Я" и "Других".

В предыдущих романах идентичности можно условно разделить на четыре категории: физические "Я" и "Другой", трансцендентные "Я"(душа) и "Другой"(Бог).

Если "Моллое" автор жонглирует идентичностями на физическом уровне, в "Мэлоне" уменьшает их количество до минимума, в "Безымянном" сводит всего к двум, причем плавно перетекающих из физического состояния в трансцендентное. Физическое "Я" умирает. Нет "Я", нет идентичности, есть трансцендентный "Другой" (Бог). Происходит полное слияние "Я" и "Другого" (похожий момент вспоминается в замечательной новелле Флобера "Легенда о Юлиане", где в конце также происходит слияние "Я" и "Другого"). В романе Беккет показывает нелицеприятный процесс умирания героя. Постепенно исчезают все части тела "безымянного", пока он полностью не исчезает. Под влиянием "Другого" (Бога/Махуда) происходит деформация идентичности с полным стиранием её на физическом уровне.

В первом романе трилогии границы между идентичностями, "Я" и "Другими" четко очерчены. Происходит их цикличная смена. Во втором граница становится прозрачной, становится трудно понять, где Мэлон, а где Сапо/Макман, в третьем "Я" полностью стерто (по крайней мере на физическом уровне, на трансцендентном трудно понять, где "Я", а где "Другой"/Махуд).

В остатке имеем трилогию о деформации "Я" под воздействием "Других" с полным стиранием первого.

Сэмюэль Беккет. Безымянный