Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 18:02

134

3 Эх, ежели б не на сходе, на людях, а кажидён у себя в избе, на пашне с соседями так-то закон блюли! (с)

У моей мамы есть подружка Татьяна Варсанофьевна. В детстве я не могла запомнить её отчество, а бабушка однажды сказала мне, что она раскольница. Я тогда поняла, что это плохо, стыдно, запретно и вообще. Спустя годы оказалось, что тёть Таня никакая не раскольница, и не особо верующая, на её деде (даже не на отце!) очередная ветвь староверов засохла...

И книга о сибирских староверах, о семейщине, как мне видится, о том же: об окончании трёхсотлетней истории раскольников, опасения Ивана Финогеныча сбываются? Отвернулся бог от раскольников, наказывает их за маловерие, стяжательство и разгульную жизнь?

Книга автобиографичная, значит и автора также волновали эти вопросы, хотя в книге прямых ответов на них нет. Понятно одно: чтобы не потерять себя, своей идентичности и индивидуальности, нужна стойкость. Социализироваться и приспосабливаться к обстоятельствам можно по-разному. Сохранить свои убеждения или продать за вкусняшку - выбор есть всегда.

Поскольку автор не придерживается принципа искусства ради искусства, книга является продуктом своего времени, присущих ему идеологии и приоритетов. Полагаю, любители семейных саг, включённых в исторические реалии первой трети двадцатого века, прочитают книгу с удовольствием.

Уходили года... Вёшные сменялись стеклянными предлетьями, предлетья - горячими петровками, - у поскотин плыл разморенный трепещущий воздух, - за петровками вскорости накатывал Илья, начинались обложные дожди. А там - спасовки, богородица сердитая, сенокос и страда...