Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2024 г. 17:44

105

3.5 Ведьмак-превозмогатель, боярки зачинатель

Фэнтези подвида бояръ-аниме с попаданцем в другой мир и в чужое тело. Собственно, "Унесенный ветром" и стал одним из основоположников "боярки", что, наряду с хвалебными отзывами в интересных мне кругах, и сподвигло таки к прочтению. "Маски" - законченный цикл из 12 книг, который при желании легко можно продолжить еще десятком-другим томов, хоть от момента создания героем клана, хоть от момента окончания его дел земных и приходом к ожидающей вызволения божественной личности, хоть бы и предысторией о ведьмаках до момента попаданчества. Грамотно зафинализировано - вроде и названные цели достигнуты, а вроде и простор для фантазии оставлен.
Я за этот цикл пыталась взяться еще в начале его публикации лет много тому назад, когда его уже начали хвалить. Но от "ведьмака ранга абсолют" сразу повеяло такой головачевщиной... Да и мне проще десять лет подождать, чем читать недописанное, а тут ведь повествование именно что не отдельными новеллами - сплошным потоком событий, когда книги кончаются "на самом интересном месте". И одним из первых ощущений стало именно "так вот ты какое, связующее звено!" Этот замут со сврехбожественным АлВиром, этот крутой герой-абсолют, каким он был когда-то и уровень какого он догоняет и перегоняет на протяжении цикла - ну как тут не вспомнить бушковского Сварога и персонажей Головачева и тому подобных из нулевых (а то и 1990-х) годов! На безрыбье и это читалось, но наша фантастика не стоит на месте, развивается, подчас весьма причудливо. И вот уже следующим после Метельского этапом появляются такие разные (и удачные) книги, как "Слово и Чистота" Зайцева, "Напряжение" Ильина... и много что еще на тему интриг аристо в магическом мире и крутящегося среди них вьюноши. Есть, правда, пример (ИМХО) покруче Метельского, с юношей среди политических интриг, восходящим к власти в антураже космической фантастики - "Золотая планета" Кускова, более длинная, чем "Маски", куда более детальная и потому медленнее раскачавшаяся, да и не нашедшая такое количество поклонников и последователей...
Пересказывать, как устроен мир и магия, какие там страны, кланы, главные действующие лица - не хочу, достаточно глянуть, что фэндом за столько лет написал. Мне никто из персонажей не запал, хоть в целом было более-менее интересно. Вообще, "Маски" мне показались написанными довольно средне, от неплохо до (местами) хорошо. Это при том, что я люблю повествование от первого лица, которое вполне удачно оттеняют вставки от третьего лица (обычно с обсуждением другими персонажами действий главного героя). Люблю истории про попаданцев и их выживание в сложных условиях (что часто напоминает то робинзонады, то шпионские романы), про саморазвитие и движение к цели, про план и превозмогание. Люблю про складывание команды из отдельных не особо устроившихся в жизни лиц и про то, как эта команда обустраивает мир вокруг по своему видению. В какой-то мере в цикле это всё есть. Да и привыкаешь постепенно, как к сериалу, где персонажи сперва довольно быстро вводятся в историю по одному, а потом идет много серий, где все уже знакомы и не надо напрягаться с запоминанием основ. Санта-Барбара. Жувачечка. Не очень только приятно, что так же постепенно вкус жвачки слабеет, персонажи из показанных в первых книгах личностей всё больше превращаются в свое название, номинатив, функцию. Крупнеет масштаб, шире политические интриги, теряются детали, теряется человечность и оттенки эмоций в повествовании, всё чаще - повторы и крупные мазки. Выцветающее полотно особенно заметно на контрасте с третьестепенным сюжетом про отряд "Адский высер" - когда он появился, Синдзи только переходил к крупняку, было много напряженных моментов, и этот случай был мелким и глупо-забавным, к финалу же отряд стал выпукло-реалистичным ("победа любит подготовку!") на фоне остального супер-крутого и размазанно-масштабного. К сожалению, личные бои ведьмака в основном скучны, и скучны изначально, напоминая футбольные матчи по радио: Рывок! Бросок! Удар! Еще удар! Гол! Х.., штанга! Как будто у автора в голове была видеокартинка, которую он и пытался описать в быстром режиме комментатора, но книга - совсем другой вид искусства, тут бы побольше рисовать словом надо. Но именно тут у Метельского слабое место. Что прочла - не жалею, читать новое у автора - не особо тянет.