Больше рецензий

mamamalutki

Эксперт

по веселеньким пересказам

10 июля 2014 г. 17:21

86

4

Эта книга не перевернет ваш мир. В том смысле, что если вы считаете евреев "плохими" по каким угодно причинам, вы вряд ли одумаетесь ) И если вам неприятен тот факт, что можно ненавидеть людей исключительно за их веру и национальность, вы не найдете здесь рецепта, который поможет объяснить вашу точку зрения евреененавистникам и перетянуть их на вашу сторону. Однако эта книга весьма интересна - в первую очередь, в историческом плане.

Скажу честно, я - из тех, кто недоумевает, когда кто-то морщится или вовсе сыплет проклятиями при одном упоминаниями этой национальности\вероисповедания. Более того, в православной (близкой мне) среде это весьма распространено - к сожалению - и поэтому мне всегда было интересно, ЧТО же может заставить людей забыть о любви к ближнему, заповеданной Христом, и довольно интенсивно, с применением крепких выражений, НЕНАВИДЕТЬ кого бы то ни было. Что ж, четкого ответа на этот вопрос в книге нет. Зато есть многое другое.

Книга эта небольшая. Очень небольшая. С одной стороны, это должно привлечь читателя, который не уверен, что готов ознакомиться с фундаментальным научным трудом. С другой стороны, книга очень скомкана. Еще бы - круг рассмотренных вопросов очень широк. К этому нужно просто подготовиться. Кстати, чуть ли не половину книги занимают примечания - я очень рекомендую их читать сразу. Не то чтобы они сильно облегчали понимание, просто они сами по себе очень интересны. Знали ли вы, что именно Чемберлен изложил некоторые расовые теории, которые потом воспринял Гитлер? Предполагали ли, что Мартин Лютер, основоположник "чистого христианства" (протестантизма) призывал сжигать дома и школы евреев? Я - нет. И там - в приложениях - еще масса всего любопытного.

Начинается книга с критики термина "антисемитизм". Оказывается, антисемитам положено ненавидеть не только евреев, но и арабов (носителей языка семитской группы). Ввиду ошибочности этого понятия автор и предлагает термин "евреененавистничество" (термин "юдофобия", существующий в русском языке, тоже подходит, насколько я понимаю).

В трех основных главах автор рассказывает об отношениях к евреям в мусульманской и христианской среде, а также о том, как снижалась роль религии в становлении и укреплении стереотипао евреях как "грязной", "низшей" расе.

На понятие "еврей" "работают" не только слова-сигналы "всем чужой", "безродный скиталец", "обманщик" и т.д. Здесь присутствут еще что-то такое, что представляет опасность не только для отдельных людей, но заставляет быть бдительными народы. Понятие "еврей" настолько заскорузло, настолько неэластично, что какие бы поступки на самом деле не совершались евреями, их все равно будут подозревать и ненавидеть.

Год написания (1959) предполагает и анализ политической ситуации - большое внимание уделяется русским коммунистам, немецким национал-социалистам. На самом деле удивительно, что автор довольно спокойно излагает свой взгляд на ненависть к народу, буквально еще "вчера" уничтожаемому с невиданной жестокостью. Полагаю, эта "отстраненность" далась ему нелегко...

Расовая теория национал-социализма не предусматривала для евреев никакой миссии. Их уничтожение было не только разрешено, но даже считалось моральным долгом.


Любопытен прогноз автора в заключительной главе. "Будущее евреев", по мнению Зульцбаха, в том, чтобы попросту исчезнуть - с помощью крещения и смешанных браков (прогноз дан в 1959 году).

Можно надеяться, что потомкам живущих сегодня евреев удастся избежать проклятия быть евреем

Что ж, этот прогноз не сбылся. Думаю, автор не мог и предположить, что человек, у которого мать-славянка (отец-румын, бабушка-датчанка), разговаривающий на чистейшем русском (японском, башкирском, хинди) всю жизнь и при этом крещеный ( перешедший из иудаизма в любое ответвление любой религии, включая атеизм), будет всё так же ненавидим - за фамилию, курчавость или картавость. Разумеется, не всеми - в этом прогресс есть, не поспоришь.

Большинству людей доставляет удовольствие кого-нибудь ненавидеть. Если кто-нибудь не сделал им ничего, достойного ненависти, они придумывают себе врага. Большинству людей доставляет удовольствие кого-нибудь презирать. Это укрепляет уверенность в себе. Если бы процесс кого-нибудь ненавидеть и кого-нибудь презирать не доставлял людям удовлетворения, средневековой церкви, несмотря на пропагандистские усилия, не удалось бы вызвать слепую ненависть по отношению к евреям и еретикам.

Книга была прочитана и, насколько возможно, проанализирована в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию"