Больше рецензий

Clementine

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2014 г. 15:58

76

5

В мире всеобщего онемения и переизбытка информации способность чувствовать — очень редкий дар.


Кажется, круче уже некуда. Первая часть трилогии Патрика Несса вызывает настолько сильный эмоциональный отклик, что создаётся впечатление по-настоящему прожитой истории, где читатель был непосредственным участником событий. Страшных, жестоких, от которых мурашки по коже и слабость в коленях. Максимальное вовлечение и погружение в мир Тодда Хьюитта, где люди окружены ни на минуту несмолкающим шумом из мыслей друг друга, а главные герои вынуждены бежать, чтобы выжить, достигается в первой книге за счёт особого языка и ритма повествования — слово на выдохе, всхлип на вдохе, короткая пауза, чтобы восстановить дыхание, и вот ты сам уже несёшься со всех ног, всё дальше и дальше от Прентисстауна, от идущего по пятам сумасшедшего проповедника Аарона, от свихнувшегося на желании угодить отцу Дейви Прентисса-младшего, от растущей с каждым днём армии разъярённых мужчин, для которых ты — желанная и необходимая добыча.

Мальчик, который не умеет убивать, и девочка с другой планеты оказываются в центре большого взрослого заговора, в паутине, сотканной из лжи и намеренно искажённых фактов, одни против всего мира, на пути из точки А в точку Б.

В точке Б, призрачном городе надежды, и развиваются события второй книги. Только это уже не тот город, куда так стремились герои, за его стенами невозможно спрятаться от армии Прентисстауна и самого мэра Прентисса, потому что некогда свободный Хайвен теперь и есть Прентисстаун, новый Прентисстаун — столица молодого тоталитарного государства, где аборигенов и женщин сгоняют в специальные резервации и клеймят как домашний скот. И бежать больше некуда. Можно лишь замереть на месте — оглядеться и увидеть, увидеть и ужаснуться, ужаснуться и потеряться, потеряться и снова себя найти, задать вопросы и получить ответы. А вопросов вторая книга поднимает столько, что юных читателей становится даже немножко жаль. Потому что экшен отступает на задний план и начинается серьёзный разговор — о демократии и кризисе гуманизма, о военной диктатуре, тоталитарном обществе и манипуляции сознанием, о терроризме, шовинизме и геноциде. И через все эти -измы и прочие сложности красной нитью проходит самый главный вопрос: а любовь, что она такое и что даёт человеку — силу или слабость? каким она его делает? Ведь пока герои были одни на всём белом свете, всё было понятно, но когда мир вокруг заполняется другими людьми и каждый день ставит тебя в ситуации порога и выбора — всё меняется. И прежде, чем понять, что
Мэр ошибался...
Ошибался во всём...
Он говорил, что никого нельзя любить всей душой, иначе с помощью этого человека тобой будут помыкать.
Нет, на самом деле всё иначе: надо любить кого-то всей душой, и тогда никто и никогда не сможет тобой помыкать.
Это не слабость...
Это спасение, это самый ценный дар...,

придётся много всего пережить. И потерять.

Во второй книге трилогии Патрик Несс наизнанку выворачивает действительность, смещая акценты так, что то, что вчера казалось белым, окрашивается в чёрное, а на самом, казалось бы, тёмном фоне проступают светлые блики. Мир не такой, каким кажется, он полон неожиданностей и откровений, и некоторые из них могут разорвать тебе сердце. Потому что многое из того, что ты знал о себе и жизни, во что ты свято верил и за что старался держаться, чтоб сохранить неприкосновенной свою душу, не выдерживает проверки реальностью. Заклятый враг становится лучшим другом, любимый человек переходит на сторону противника, а неспособность убивать превращается в отточенное каждодневной рутиной умение мучить, причиняя боль по необходимости. Ведь кто, если не ты, когда нет выбора?

"Вопрос и ответ" сложнее и глубже "Поступи хаоса" не только в идейном и содержательном плане, вторая книга Патрика Несса отличается от первой и с точки зрения стилистического построения. Если в первой части мы слышали только голос Тодда и смотрели на мир лишь его глазами — то здесь к рассказу о происходящем в Новом свете подключается и Виола. Два голоса, два взгляда на мир, две параллельные прямые, нацеленные на пересечение в одной точке. У них, конечно же, всё получится. Но ненадолго. Потому что впереди война. И превращающиеся в монстров мужчины.