Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

1 мая 2014 г. 01:43

155

3.5

Ну-с, поскольку первое наше знакомство с Питером Хёгом было не то чтобы очень теплым, следует прежде всего отметить причину, по которой я взялась за очередной его роман. А дело вот в чем: я купилась на название и подумала, что это совсем не тот Хёг, которого я узнала посредством чтения «Смиллы». Вообще, такие, так сказать, узкоспециальные названия для меня слабость – они обещают либо раскрытие той стороны жизни, о которой ты и не задумывался никогда, либо капитальный мозговынос. Оба варианта привлекательны, и первые страницы романа прочно приковали меня к себе – я с воодушевлением поглощала произведение, дожидаясь этих самых слонов. Ну или, точнее, раскрытия сути названия.

А вот потом стало хуже. Нет, сказать по справедливости, повествование увлекательное, и сюжет совсем не плох, этак по-хёговски оригинален. Главные герои книги – дети весьма странной супружеской пары, причем странной настолько, что когда родители вдруг исчезают, и троих детей плотно обступают самые разные инстанции, тех это не особенно удивляет. Они прекрасно знают, что им делать: бежать и искать родителей, пока те не наделали глупостей. Судебное преследование, имевшее место в прошлом, уже показало, что на глупости эти люди ох как способны, даром, что оба непутевых предка, тесно, кстати, связанных с церковью, так вот, они оба обладают исключительными талантами. Глава семейства, например, способен читать проповеди так, что у прихожан сердца замирают, а его достойная супруга, помимо игры на органе, может вот так взять и собрать часы либо для острастки начать строгать в своей мастерской. Чудеса, да и только.

Кстати говоря, и дети их не лыком шиты. Ум – дай боже, увлечения – упаси господи, ребята отчаянно погружены в исследования разнообразных мистических практик и благодаря этому разве что экстрасенсорными способностями не обладают. В рекордно короткие сроки этим юным дарованиям предстоит пройти непомерно долгий путь, чтобы узнать, что их родители замыслили вот что…

Ну да нет спойлерам. Вспомним лучше о слонах. Причем же тут слоны? Увы, почти не при чем, потому что это пусть и занятная, но всего лишь метафора, высказанная Тильте, старшей сестрой Питера, от имени которого и идет повествование:

На мгновение мы замираем, и тут Тильте внезапно говорит:
- Они - смотрители слонов, вот в чем беда мамы с папой. Сами того не зная, они должны все время присматривать за слонами.
Мы понимаем, что она имеет в виду. Она хочет сказать, что у матери и отца внутри есть нечто, гораздо большее, чем они сами, и это им не подвластно, и впервые мы, дети, отчетливо понимаем, что это такое: они хотят знать, что такое Бог, они хотят встретить Бога.


То есть слоны – это вроде как тараканы, только масштаб другой. Так что лично я беру сие выражение себе на вооружение, и вам советую. (А представляете? «Дети наблюдателей за тараканами». Вот было бы названьице!)

Теперь о том, какое впечатление произвела на меня эта книга. К сожалению, он явился лишним подтверждением того, что Хёг – категорически не мой автор. Роман качественен, тут я ни к чему (уникальный случай) придраться не могу, персонажи очень интересны и здорово выписаны, сюжет продуман и призван держать в напряжении, плюс еще дэнобрауновская скорость развития событий, не дающая читателю вздохнуть… И прибавим к этому массу любопытных рассуждений и глубокую психологическую канву. В общем, красота.

Однако жанр категорически не мой. Мне не нравится следить за этим детективным сюжетом, по крупицам раскручивать историю, тереть всеми способами это окаянное мутное стекло, скрывающее истинное положение вещей, наблюдать за бесконечными погонями и выкрутасами во имя выяснения такой-то детали… Это просто не мое. Не нравится, и все тут.

Так что, как и «Смиллу и ее чувство снега», рекомендую исключительно любителям жанра. А, впрочем, если вы к таковым не принадлежите, а вам вдруг захотелось качественный детективно-психологический роман - берите эти книги смело.