Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2014 г. 05:37

215

4.5

Поднял свой верный рог - и протрубил
Во имя их, погибших, падших, павших:
"Вот Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни!"
(Р. Браунинг)

О заключительной книге цикла говорить всегда непросто, потому что именно она должна собрать все предыдущие произведения в единое завершённое целое, подвести итоги и подчеркнуть идею. Получается, что рецензия на последнюю книгу - ещё и рецензия на весь цикл, а если говорить о "Тёмной Башне", то цикл этот весьма объёмный и при этом крайне неоднородный. Описать его как одно целое совсем нелегко.

Одно могу сказать точно - финальный том "Тёмной Башни" может уступать ранним частям серии в плане отточенности и лаконичности (в последних трёх книгах о лаконичности речь совсем не идёт, скорее наоборот, многословность удивительная), но в идейном плане, в плане создания внутренней мифологии и общего стержня для всех озвученных ранее идей... тут седьмому тому нет равных. Именно в этой книге окончательно выкристаллизовывается смысл похода Роланда и его ка-тета, действие переходит на глобальный уровень, речь идёт уже не о стрелке, которому примстилась некая цель, а обо всех Вселенных, зависящих от каждого шага этого стрелка. Мир "Тёмной Башни" чертовски привлекателен, потому что насквозь искусственный - я имею в виду, в каждой его детали есть глубокий смысл, ничего не случается просто так, существуют высшая справедливость и внимательная судьба. Это вряд ли имеет что-то общее с настоящим миром, так может выглядеть только нечто, созданное разумом человека. Но ведь именно то, что близко и понятно, привлекает нас, искусственное упорядочивание всего вокруг - это как раз то, к чему стремится человечество.

Хотя предыдущие части - это помесь вестерна и фэнтези, с этаким брутальным и не слишком душещипательным героем, заключительная книга выдалась на редкость проникновенной. Нет, и вестерн, и фэнтези остались. Но вместе с глубокой идейной подоплекой появилась ещё и яркая эмоциональная составляющая (связанная, увы, с разрушением ка-тета, ибо не всем суждено дойти до Башни). Когда я читала эту книгу в первый раз, у меня защипало в глазах только в самом конце. Когда перечитывала - проплакала пол-романа. Сразу говорю, можете не бояться, никаких розовых соплей и излишней сентиментальности в книге нет (у меня в голове их навалом зато, вот и рыдаю). Но появляется настоящая, очень глубокая печаль, которая часто сопровождает настоящие истории.

После "Волков Кальи" и "Песни Сюзанны", угнетающих скудностью сюжета и большим количеством болтовни на каждом шагу, "Тёмная Башня" радует читателя таким же бурным потоком событий, как в ранних книгах. За головокружительными приключениями героев едва успеваешь следить, время то замедляется, то летит, как паровоз. Сводятся воедино все ниточки сюжета, довольно беспорядочно громоздившиеся в предыдущих частях. Кстати, линия со Стивеном Кингом доводится наконец до полной рекурсии: сначала читаешь эпизод в книге Стивена Кинга 1 (автора), потом читаешь, как Стивен Кинг 2 (персонаж) пишет об этом же эпизоде в своей "Тёмной Башне". Если на некоторое время задуматься об этом, то даже мозги чуть-чуть заворачиваются.

В первый раз читать этот том - увлекательно до дрожи. Перечитывать - уже гораздо сложнее, все интриги раскрыты, и здесь не так уж много бонусов, ради которых книги перечитываются. Меня больше всего впечатлили тахины, даже слегка бредить ими начала. Мне было бесконечно жаль Мордреда, потому что его судьба не задалась с самого начала - быть величайшим злом на земле и ни разу за всю жизнь не поесть досыта, это просто насмешка. Я плакала от счастья, когда завершилась история Сюзанны. Рекомендую этот цикл всем поклонникам творчества Стивена Кинга. Не рекомендую тем, кто Кинга читал мало или не читал вовсе.

Немного мыслей о финале цикла


Не читайте дальше, если вы ещё не знаете, чем всё закончилось!
У этой книги две концовки. Кинг советует остановиться после первой и не читать дальше. Но он лукавит, иначе просто не стал бы писать вторую. Конечно, он ссылается на вероятный "гнев читателей", но когда он его на самом деле волновал? Когда тот же самый Кинг обрывал "Бесплодные земли" на самом волнующем моменте? Да бросьте. Хотя, конечно, нельзя поспорить с тем, что без второй концовки книга кажется более завершённой, и можно испытать настоящее счастье - теперь всё так, как должно быть. Последние же страницы отдают безысходностью и отчаянием, дурной бесконечностью. Всё становится удручающе бессмысленным, но закончить по-другому Кинг и не мог. У него было только два варианта - глобальное разочарование в виде Башни пустой и бессмысленной, или же закольцованность сюжета, которую он и выбрал. Почему? Да просто потому, что человеческая фантазия не способна по-настоящему дать ответ на простой вопрос: что там, внутри Башни, на которой держатся все миры? Что получит тот, кто найдёт её? Ни один ответ, который мог бы дать автор, не будет достаточно сильным и убедительным. Закольцевать - единственный выход, но это слабый приём и он не годится для этого цикла, как мне кажется. Однако другого нет. Это как в романе "Оно" - в итоге Кинг нарисовал Оно в виде огромного паука, заявив, что "герои видят паука, потому что их воображение не в силах показать его истинную форму". Вот и мы с вами видим паука, и Кинг его видит, и Роланд.

В качестве постскриптума: а что вы думаете о решении Сюзанны? Она вновь обрела Эдди, но... другого Эдди в другом мире. Не своего возлюбленного, а его двойника. Вы бы пошли на подобный шаг? Да или нет?