Больше рецензий

shilikova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2014 г. 11:38

100

3

"Готовится великое событие. Но никто этого не заметил"

Это название одной из глав как нельзя лучше описывает весь роман. Происходящие события суть не важны даже для тех кто в них задействован, не то что для читателей, на первом месте стоит совершенно другое - витиеватые мысли, многословные рассуждения и бесконечные философствования. Хотя, кто посмеет обвинить в этом героев,а уж тем более Музиля? Ведь по сути в этом и есть вся жизнь - она гораздо больше наши мысли, толкования и пересмотры событий, чем сами события. Они лишь повод задуматься, возможно увидеть себя и других людей под новым ракурсом, но не более. Все, как говорится, в голове.

Несмотря на очевидную второстепенность сюжета, "Человек без свойств" оказался одной из самых напряженных книг из всех которые я читала. От него действительно невозможно оторваться, иначе потом уже не просочиться обратно в круговорот мыслей. Он или увлекает полностью или же не трогает вообще, невозможно остаться в золотой середине. И пусть количество событий, происходящих на таком внушительном объеме повествования, ничтожно, но даже эта малая толика не отпускает после прочтения. Рой вопросов витает в голове, но роман как и подобает вырванному из контекста кусочку настоящий жизни не дает ответов, все что мы получаем это лишь наши собственные домыслы, однобокий взгляд на ситуацию. "Человеку без свойств" очень идет незавершенность, от такого рода текста и не ждешь концовки, сообщающей читателю, что Ульрих женился на Бонадее, Кларисса и Вальтер родили троих милых детишек, а Диотима и Арнгейм бросили все и укатили в Гагры.

Идей гениальных, неожиданных да и просто-напросто занудных в романе великое множество, причем это не преувеличение,а скорее наоборот. Они как змеи в маленьком террариуме кишат, переплетаясь друг с другом, лишая возможности разобрать взаимосвязи, понять где же тут конец,а где начало, и периодически вызывая схожее отторжение. В роли террариума, объединяющего всю эту какафонию выступает центральный герой романа - Ульрих, человек отнюдь не однозначный. С одной стороны да, человек без свойств, без внутреннего вектора движения,который болтается по жизни, как, простите, экскремент в проруби. Но так ли это плохо? Наличие четкой внутренней идеи не всегда является гарантом соответствующих действий, зачастую она так и остается пустышкой, ничем не подкрепленным словоблудием. Да и не каждое разумное действие является идейным от кончиков волос до самых пяток. А идеология, совмещенная с внутренним стремлением к действию, зачастую гонит людей пробежаться по головам, используя любые методы для увеличения своих сторонников. Так некоторым вегетарианцам, остервенело бросающимся на любителей стейков, не помешало бы немного Ульриховости, его открытости к миру и способности принимать и пропускать через себя совершенно разные точки зрения.

Основа первого тома - параллельная акция - некий кафкианский замок для всех участников встреч у Диотимы - цель с одной стороны ясная, но с другой недостижимая. А во втором томе и вовсе отходящая за занавес основной сцены, уступив место проблемам более близким,понятным, да и что уж тут греха таить, интересным обычному обывателю - проблемам человеческих отношений, маячащих в районе пояса. Видимо для Музиля на момент его написания они стояли ох как остро, ибо дело у него пошло гораздо резвее и приземленнее, чем в политико-философских баталиях первого тома. Видимо тут сыграло свою роль то, что прообразом Агаты, сестры Ульриха стала Марта Музиль, жена Роберта. Контекст пугает и поневоле наводит на мысли о порядком уже избитом и затасканном дядюшке Фрейде.

Как бы странно это не звучало, но "Человек без свойств" невероятно актуален и современен. Столько воды утекло со времени описанного Музилем, и как мало при этом изменилось. Он безжалостно топчет иллюзию о лучших временах которые, ох и ах!, остались позади. Оглядываясь назад мы всегда видим только лучшее, уж таковы свойства человеческой памяти, иначе люди просто погрязли бы в негативе прошлого. И мы все так же стремимся на свет чудесных ушедших дней, все так же бабушки у подъезда судачат о "золотых" былых временах, но суть остается неизменной. Все те же дети общества потребления, высший свет, не знающий чем себя занять, куда бы применить горы свободного времени и уставшие от безделья серые клеточки. И вот они светские рауты, гениальные идеи, не ведущие к свершениям, параллельные акции быстро достигающие своего пика,а затем затихающие, не успев стать чем то большим, чем просто слова. Все это было тогда, есть сейчас и будет потом. Одна из черепах, на которых держится общество.

Все ради "Банды выхухолей"! Долгая прогулка, бонус