Больше рецензий

shilikova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2014 г. 15:02

62

2

Тут Голливудский дух, тут Америкой пахнет.

С этой книгой у меня получилось как в известной пословице - встретила я ее по одежке, ну а проводила как получилось. Если судить по обложке, как я по своей наивности и сделала, создается впечатление, что она об Ирен Сендлеровой - женщине, спасшей 2500 еврейских детей от верной гибели при оккупации Польши во время Второй мировой войны. Как сотрудница Варшавского Управления здравоохранения она имела возможность часто посещать гетто, обратно же она всегда возвращалась уже со спасенными детьми. Ирен с помощниками вывозили младенцев на безопасную территорию в машинах, доставляющих в лагерь дезинфекционные средства. Их прятали в ящики из-под инструментов, мешки, картонные коробки. Детей постарше выводили через водосточные трубы и подвалы. Спасенным малышам давали новые имена, а старые Ирен записывала на узкие полоски бумаги и прятала в стеклянные бутылки, которые затем закапывала в саду, чтобы оставить детям, помещенным в приемные семьи и монастыри, шанс узнать свое прошлое.

Но эта книга не о ней. Ее, не побоюсь этого слова, главные героини - американские школьницы, которые в рамках поиска информации для школьного мероприятия случайно натыкаются на маленькую заметку об Ирен, и пишут о ней пьесу, название которой ассоциируется с испортившимися домашними заготовками на зиму. Децентрализация налицо, если бы автор хоть на минуточку отвлекся от выдающихся американских девочек, совершивших невероятнейший подвиг, придав гласности историю Ирен, и повнимательнее отнесся к самой истории, благо она достойна этого более чем, книга несомненно выиграла бы. Да и название в таком случае не выглядело бы всего лишь красной тряпкой для привлечения быка-ценителя военной литературы.

Но в любом случае кому-то "Храброе сердце Ирены Сендлер" покажется идеальным вариантом донесения подобных историй до широких масс, пропагандой необходимости помнить и не забывать героев и всего подобного в таком же духе. Для меня же в ней слишком много спекуляции темой, слишком много девочек и слишком мало Ирен. Все очень поверхностно, как будто смотришь в мелкую грязную лужу в которой отражается Юнион Джек и барахтаются клише в духе "20 век фокс представляет". Тут вам и рак, и приемные родители, и неожиданные смерти и, конечно же, девушка-перекати-поле, меняющая школы каждый год - все это настолько стандартно и избито, что уже давно не впечатляет, особенно в таких масштабах. История Ирен должна быть центром, а уж никак не предлогом для рассуждений о мыслях матери-наркоманки, бросившей свою дочь. Особенно если эти рассуждения кишат нелепыми сленговыми словечками, употребляемых в совершенно неподходящих для этого местах, видимо в качестве попытки воссоздания непринужденных бесед типичных подростков. Ну что я могу сказать - попытка определенно провалилась.

"Храброе сердце Ирены Сендлер" видится мне идеальным сценарием типичного голливудского слезливого фильма, с СССР в роли главного злодея и белым и пушистым США, в истории которого будто бы и не было многолетнего ущемления прав негров, бомбежек Сирии и Ирака. И не последняя заслуга в этом языка книги. Джек Майер как будто недавно встал со школьной скамьи, другого оправдания для столь невыразительного и топорного повествования у меня нет. Может я и чересчур избалована хорошей литературой о войне, не спорю, но все же хотелось бы некого соответствия оболочки содержанию. А Джеку видимо все-таки не дают покоя лавры однофамилицы, небезызвестного автора саги о светящихся вампирах. Вот и получилось на выходе совершенно проходное чтиво, отличный пример того, что даже самую серьезную тему можно превратить в пустышку. Уж что-то, а это Майеру удалось если не на все 100, то на 90 процентов точно.

специально для "Банды выхухолей", Долгая прогулка 2014