Больше рецензий

13 марта 2014 г. 03:55

79

4

спойлерно

Представьте, вы открываете книгу, знаете, что это современная зарубежная проза, но аннотацию не прочли, а информацию об авторе пробежали очень бегло. Знакомитесь с завязкой:
Изабель живет уединенно на острове. Вдруг она получает письмо, отправленное загадочно умершей 5 лет назад подругой Кэти... В это же время к ней впервые за эти годы приезжает Алан, когда-то симпатизировавший им обеим. Сейчас Алан судится по поводу издания книг Кэти с ее матерью. Что самое странно, при жизни Кэти вообще отрицала тот факт, что у нее есть родители...
Каким, по-вашему, будет сюжет книги?
а) Начнется раскапывание скелетов в шкафах - кто в кого был влюблен, кто кому изменил, какими были родители Кэти и Изабель, как они повлияли на их жизнь. Будет много воспоминаний, ностальгии, всяческих соплей, тяжелого детства, отыщется тайный дневник Кэти с ее признаниями, а в конце герои найдут свою любовь.
б) Героям предстоит узнать тайну смерти Кэти, столкнуться с рядом преступлений, вместе с полицией выслеживать злодея в трущобах и столкнуться с ним один на один. В общем, будет детективно.
в) Это будет мистическая история о бывшем учителе Изабель - старом художнике, который не показывался на людях, умел менять свой внешний облик, страдал вспышками агрессии, мог перемещаться в пространстве и убедить любого человека в том, чего не было.
г) Мы узнаем о становлении и развиии Изабель как художника, о ее картинах, об отношении к творчеству, успехах и неудачах, почему и как она меняла свой стиль.
А теперь возьмите все эти варианты и смешайте их, не взбалтывая. Что? Ничего интересного не получилось? Это потому, что я не рассказала вам о главном.

Изабель назвала их ньюменами. Они не видят снов, им не нужно есть или спать, они не чувствуют холода, не стареют, но обладают всеми человеческими чувствами - могут любить, ненавидеть, радоваться, страдать, завидовать... Больше всего они завидуют нам - тем, кто видит сны. Тем, у кого внутри красная птица. Откуда они взялись? Как они живут? Почему появляются и исчезают? Какая опасность им угрожает? И кто они, в конце концов?
Ньюмены придают книге четвертое измерение. Если бы я прочла внимательнее биографию автора, я бы узнала заранее, что он пишет магический реализм.
Этот жанр трудно определить. Более всего известен латиноамериканский магический реализм. Но там для него совсем другая почва, там вся земля дышит легендами и снами, на которых вырастил свой жанр Маркес. Де Линт вырастил свой роман поверх обычного американского реализма. Поверх всех детективов, семейных тайн и прочего - он просто добавил мистики и сделал ее обыденной. Мне это не показалось очень захватывающим. Потому что я люблю, когда что-то таинственное и волшебное происходит, мы это чувствуем, видим, волнуемся, а не когда один герой просто говорит другому: "Знаешь, мне кажется, происходит какое-то волшебство" - "Да, ты прав, это очень интересно".
Сама задумка очень хороша, на ней можно было построить, например, цикл городского фэнтези. Но де Линт набрал слишком много тем (см.начало рецензии) и не смог их выразить даже на 700 страницах своего романа. Большую часть времени, увы, не происходит ничего. Иногда случается какая-то движуха, но весьма невнятная. Богатейшие идеи - сны, в которые можно возвращаться, создание, уничтожившее своего создателя и некоторые другие - появляются на последней сотне страниц, где все становится динамично, но уже поздно. События налипают одно на другое и не успевают раскрыться во всей своей грандиозности, мы не успеваем как следует пострадать и порадоваться.
Идеи, которые были более-менее развиты и оставили пищу для размышлений - любовь к творению своих рук (своеобразная интерпретация Пигмалиона и Галатеи), а также момент с возвращением человека к жизни в другой форме.
Да, и еще, увы, портило удовольствие от чтения то, что герои постоянно изъяснялись таким образом:

— В этом заключается ошибочность утверждений Рашкина, — говорила Джилли. — Никто не может оценивать искусство. Не существует никаких надежных критериев. Когда ты обращаешься к своему сердцу и не кривишь душой, ты в результате получаешь истинный шедевр. Пусть он необязательно кажется шедевром всем остальным, но в него вложено самое лучшее. Я считаю, это справедливо для любого вида творчества.
— Аминь, — заключила Кэти.
— Но без надлежащего владения техникой у тебя нет возможности даже пользоваться инструментами.
— Конечно, — согласилась Джилли. — Я говорила не об этом. Каждый может изучить технику, как и историю искусства и теорию живописи. Но нельзя научить человека должным образом применять полученные знания. Нельзя объяснить другому художнику, что именно он должен чувствовать своим сердцем и что должен выразить в своем произведении.
— Ты имеешь в виду талант, — сказала Иззи.
— Точно. Можно бесконечно развивать имеющийся талант, но научить ему нельзя.

По-моему, весьма и весьма безжизненно(
Итог: Много крайне интересных идей. Удивительные описания картин. При этом удивительное сочетание затянутости и скомканности. Было интересно, но не захватило.

Прочитано в рамках Флэшмоба-2014 (совет Adivo )
а также в третьем уровне Долгой прогулки в составе команды Books&Wine&Rock'n'Roll.