Больше рецензий

26 мая 2023 г. 12:27

337

5 "Презрев условные приличья..." или "Петербургские тайны ХХ века..."

картинка GaarslandTash

Вторая часть романа Андрея Константинова "Сочинитель" к сожалению оказалась слабее предыдущей. Возможно на этом сказался тот факт, что автор использовал в своём сюжете противоборство сил Тьмы между собой, что в некоторой степени весьма спорно с точки зрения христианского мировоззрения. Ибо, как сказано в Писании: "не может сатана изгонять сатану". Но в художественном произведении возможно всё, в том числе и подобные несуразности. И всё же истории противостояния комитетчиков и бандитов Антибиотика, на мой взгляд, не достаёт психологической правдоподобности. Да и образы комитетчиков, нарисованных Андреем Константиновым далеки от идеализации. Автор не случайно характеризует их как зеркальное отражение подручных Антибиотика. Впрочем сему есть у автора замечательное объяснение, ведь всеми операциями по ликвидации неугодных Антибиотику людей руководит бывший подполковник КГБ "Череп", руки которого по локоть в крови. Признаюсь сразу, самым запоминающимся в этом романе для меня стал смертельный поединок бывшего военного журналиста Обнорского-Сергеева с этим пресловутым "исчадием ада". То, что выстрел Обнорского пришёлся точно в сердце этого душегуба мне чем-то напомнило эпизод из "Момента истины" Богомолова. Помните, как стажёр Андрей Блинов поражает с первого выстрела неуязвимого спецагента Мищенко. В романе Константинова происходит ровно такая же история. Журналист Серёгин убивает опытнейшего спецагента КГБ "Черепа" с первого выстрела. Вот как это описывает Константинов:

"Они выстрелили почти одновременно, и оба попали, только начальнику "контрразведки" повезло меньше - пистолет Пыхи выхаркнул пулю ему прямо в сердце, выстрел же самого Черепа ударил Серёгина в левую половину груди, чуть ниже ключицы..."

Константинов не случайно делает в этом эпизоде акцент на фразе "повезло меньше". Тем самым, он показывает, что исход этого поединка мог иметь совершенно иной финал, но в дело вмешалось Провидение. И пуля Серёгина произвела ровно такое же действие как праща Давида. В противостоянии "Черепа" и Обнорского-Серёгина явственно просматривается аллюзия на библейский поединок Давида и Голиафа, в котором более сильный физически и разносторонне подготовленный противник терпит поражение. Также как и Давид, для исключения всяких неожиданностей прибегнувший к усекновению главы поверженного Голиафа Обнорский-Серёгин производит "контрольный выстрел": "Тщательно прицелившись, Обнорский выстрелил Черепу в голову..."

Примечательно, что при создании своей знаменитой трилогии Константинов использовал факты из своей биографии, в частности в основу романа "Журналист" легли его воспоминания о деятельности в качестве военного корреспондента на Ближнем Востоке, в романе "Сочинитель" - о совместной работе со шведскими журналистами над книгой о бандитском Петербурге. Вероятно поэтому книги автора так полюбились нашему читателю. По всему ощущалось, что все события, о которых говорится в трилогии были для автора объективной реальностью. Поэтому я думаю, что цикл "Бандитский Петербург" Андрея Константинова не следует рассматривать как обычный детективный сериал, а как широкую панораму жизни эпохи лихих 90-х. В некотором роде это - "Петербургские тайны ХХ века"...

дополнительно по теме тут -
https://www.livelib.ru/group/979/post/121984-menyaet-zlo-svoi-oblichya-na-temy-sochinitel-i-sochinitel2-andreya-konstantinova