Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

8 февраля 2014 г. 11:46

126

3

От человека, который прожил в Париже несколько лет, ожидаешь какого-то волшебства, французской сказки. Открывая книгу, ждешь, что сейчас строчки тебя унесут в новый город, который по сути - новый мир, т.к. там всё по-другому - запахи, люди, звуки, воздух, небо, дома... И, естественно, хочется, чтобы тот, кто всё это вкусил и прочувствовал, рассказал это как-то особенно душевно и интересно. Но, Жанна Агалакова этого не делает.

Подробнее о достоинствах и недостатках

В книге есть интересные места. Периодически автор рассказывает очень занимательные истории из жизни, где фигурируют её знакомые: архитектор Мишель, профессиональный дегустатор Софи, консьержка Мадлен. Однако уже после прочтения первых глав, понимаешь, как известная журналистка выстраивает свою книгу. Скучновато, хотя вроде и о занимательных вещах рассказывает. Эмоций не хватает. Всё "сухо" и скупо". Но интересная информация встречается. Например о нюансах французского языка:

"Возможно, именно поэтому – чтобы никто не понял, о чем идет речь, – и еще из любви к усложнениям парижане называют свой город по-своему. Не «Париж».
И не «Парижск».
И не «Пари».
И не так, как вы еще могли бы придумать."

А как? А вот как оказывается:

"Сто лет назад, когда строился Панамский канал, в Европе и в Америке в моду вошли одноименные шляпы. В Париже панаму носил каждый мужчина. Потому и Париж в Париже стали называть Paname – Панама!"

Или сюжет о манифестациях. Судя по описаниям Жанны, это в Париже - как карнавал в Рио. Свои традиции тоже существуют.

"Сами французы говорят, что манифестации – национальный вид спорта, который требует постоянных тренировок. Французы всегда готовы протестовать."

Сюжетность - это и есть главный недостаток. Только тебя начинает заинтересовывать начатый рассказ, как он заканчивается через пару-тройку фраз.

Так о чем же пишет Агалакова.
Лягушки и их поедание.

"До середины прошлого века лягушек во Франции ели тоннами. Так ели, что почти всех съели, и в 1980 году ловля земноводных, а также разведение их для последующего употребления в пищу были запрещены законом. Теперь со своими лягушками французы «на вы»."

Рассказ о жизни лягушек и их привычках и образе жизни. И люди, которые спасают мигрирующих земноводных от гибели под колесами машин:

"Ночью квакушки, не в силах перепрыгнуть барьер из пленки, скапливаются в канавах. А на рассвете эти милые сердечные люди, отпросившись предварительно с работы, собирают их, непутевых, и, рискуя собственной жизнью, переносят на руках на другую сторону трассы.
Это благородная добровольная миссия очень поддерживается общественностью."


Повседневность. Обычная и необычная в одно и тоже время. Дорога в школу дочки, встречи с одними и теми же людьми, как везде в быту.
Рассказ о том, как ловили мышей. Ну, мыши. Мыши как мыши. Ловля забавна, но причем тут, собственно, Париж? Дело в наличии кучи сортов сыра, кои они клали в мышеловку? Так этого добра сейчас везде навалом. Да и попались-то парижские мышки на козинаки, привезенные из Москвы.

"Но удивление не проходит до сих пор: парижские мыши плюют на французский сыр и готовы умереть за московские козинаки!"

А что тут удивительного? Для французских мышек наши козинаки - неизведанный деликатес. Вот и все дела.

Рассказ о Париже и кино, а также о маршруте фильма "Амели" тоже как-то не впечатлил. Пробежались и всё. Так, проходя мимо, подметили тот или иной момент, и перешли к новой теме. Вот цитата:

"Поднимитесь еще выше к улице Жюно (rue Junot) с ее красивыми домами. Там тоже снимались несколько эпизодов. А если оттуда спуститься вниз, по другую сторону холма, к метро Ламарк-Колэнкур (Lamarck-Caulaincourt), можно увидеть один из самых уютных уголков Парижа. У этой станции метро Амели оставила слепого, любезно проведя его под руку через весь квартал и комментируя все, что видела по дороге."

Вас интригует? Меня - нет.
Или:

"На Монмартр к базилике Сакре-Кер, самой высокой точке Парижа, лучше подняться по улице du Mont Cenis или des Saules. По дороге увидите виноградники, с которых в конце сентября – октябре снимают урожай. На церемонию, проходящую обычно с большой помпой, приглашают звезд кино и эстрады. Рядом – самое маленькое кабаре в мире «Au Lapin Agile» («Ловкий кролик»). Ему больше 150 лет, там бывали Модильяни, Аполлинер, Пикассо, Брак и другие."

Как захватывающе-то, а?

А это?

"В Париже бегают все. Во Франции это вообще самый распространенный вид спорта. Джоггингом минимум раз в неделю занимается каждый восьмой, включая стариков и грудных младенцев. "

Преувеличение - дело хорошее. Но представить бегущих младенцев - вне моих возможностей.

Традиции праздников. Адреса, где можно купить настоящий шоколад. Агросалон. Тронная ярмарка. Парижский марафон.
Могло бы быть интересно о французском карнавале, но опять - нет. Автор не потрудилась даже в том, чтобы добавить чуть больше информации о событиях, которые она рекомендует посетить. Она отсылает нас в интернет:

"Подробности на сайте парижской мэрии: или на сайте мэрии 13-го округа: ."
Подробности на сайте .
Подробности на сайте: ."


"Осторожно! 1 мая в Париже закрыто все или почти все! Никто не работает. Так французы отмечают День Труда."

А как отмечают? Что делают? Видимо, нам это тоже проще узнать из интернета.
Описания мест для пикников снова скупы и не интересны. Как будто взяли и открыли справочник, в котором есть несколько строк о каждом месте. Вот так:

"Марсово поле (Champs de Mars: метро Bir-Hakeim или Ecole Militaire) – огромная зеленая поляна прямо за Эйфелевой башней. Поблизости есть киоск с напитками и мороженым, а также детская площадка. Распитие спиртного запрещено!"

И так же дальше о балах, дне взятия Бастилии и прочем. Коротко и не слишком информационно.
Чуть более подробно было о каплунах.
Отдельно - поход на рынок. Вот тут сразу чувствуешь, что автору эта тема очень близка.
Описание географии Парижа. Территории округов. Необходимо ли оно, когда это можно увидеть на карте города? Даже и не знаю.Ну, путеводителю не помешает, да. Тогда зачем в путеводителе рассказана душещипательная история о замене унитаза в квартире журналистки?
А вот после описания названий улиц нам наконец-то поведали несколько городских легенд. Спасибо. Правда опять слишком обрывочно и скупо.
В рассказе о главном соборе Франции, знаменитом Нотр-Дамме, Агалакова не утруждается описать своими словами его красоту, а цитирует строки из Гюго. "Просто сядьте на один из каменных столбиков на площади и прочтите несколько страниц из классика. " - предлагает она и цитирует. Правда после берёт всё же на себя труд поведать об истории собора и его реликвиях. Чуть-чуть.

Далее наша новоиспеченная писательница рассказывает о самом-самом в Париже. Самый посещаемый монумент, как ни трудно догадаться, Эйфелева башня. Тут таки дают интересные факты:

"Придумал башню вовсе не Густав Эйфель, а два инженера, работавших в его бюро, – Морис Коэшлен и Эмиль Нугье. Над внешним видом башни работал архитектор Стефен Совестр."

Или

"На третьем этаже башни, на высоте 100-этажного дома, он оборудовал для себя квартиру, в которой любил принимать важных гостей. Это производило эффект. Квартиру вместе с восковой фигурой самого Эйфеля, а также его друга Томаса Эдиссона, изобретателя фонографа, можно увидеть и сейчас."

Но снова мало и сухо. И зачем-то статистика - сколько посещают, сколько обслуживают - не интересно. Примерно так же и о Лувре - чуточку из истории, чуточку фактов, немного статистики. И так далее. Такое ощущение, что что-то было услышано там, что-то прочитано тут, что-то кто-то рассказал, а нам достались лишь обрывки оного, которые Жанна сочла необходимыми для своего путеводителя. Хватит с нас. Наберите в инете "самые интересные места Парижа" и вы узнаете куда больше. И местами куда интереснее написано.

Вкрапление в текст - зарисовки об Ален Делоне образца Каннского фестиваля какого-то года. Год не уточняется. А дальше о знаменитостях - кто где ест. С адресами. Так что тем, кого занимает охота на известных персонажей бульварных хроник вполне могут выдвинуться на поиски. Если им больше нечем заняться при посещении Парижа.

Полезная информация в разделе "Париж - даром!" И там есть халява, описания которой начинаются с воды из под крана. А также бесплатные музеи, бесплатный массаж, танцы на набережной, парковки, и, о счастье! - карта города. Удивительно, но в Париже её тоже можно спокойно взять со стоек в отелях и турагенствах. Как, в прочем, и в любом другом месте.

Советы для экономных. Немного советов по шопингу, по осмотру достопримечательностей: "Если вы намерены посетить как можно больше музеев Парижа, стоит приобрести музейную карту. Она называется Paris Museum Pass..." Далее - о еде.
Небольшой экскурс в историю эмиграции. Начиная со средних веков, заканчивая современностью:

"Сейчас каждый шестой житель Парижа – иммигрант, то есть уроженец другой страны. Каждый шестой – сын или дочь иммигранта. То есть минимум треть города – как говорится, «свежая кровь». Самое распространенное имя для новорожденного парижанина – Мохамед-Амин. "

Как-то печально. Настоящего парижанина ещё поискать придется.

О французком застолье. Наконец-то снова о традициях.

"Французское застолье – в первую очередь социальное явление, традиция, сопряженная с празднованием важных моментов в жизни. Люди собираются не только затем, чтобы вкусно поесть и хорошо выпить, но и затем, чтобы получить удовольствие от того, что они вместе."

По эту тему Жанна рассказывает о её любимых ресторанах. Много. Потом о сырах. Сразу понятно, что она без ума от французской кухни, если раз за разом о ней вспоминает а в этом месте описывает ещё более подробно. Спасибо, конечно, но путешественнику, начитавшемуся всяких рекомендаций, куда приятнее самому найти местечки, которые придутся по вкусу именно ему. Это же целое открытие! Но о сырах было интересно.

"Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала…
Все знают, чем закончилась эта история. Во Франции знают даже больше: здесь определили, какой именно сыр держала во рту глупая птица!"

Париж - для фотоальбома. Опять обращаемся к достопримечательностям, но в данном случае во главе угла - лучшие виды.
Места куда лучше не соваться. Предостережения со списком и с "почему". И немного фотографий в конце книги.

В общем так. Книга - набор рассказов о тех или иных историях, ситуациях, привычках, традициях и т.д. и т.п. Мне не хватило целостности. Это нечто из кусков, но так и не собрано во что-то единое. Как вытаскивать карты из колоды: одну взял и рассмотрел, другую, третью. Но в итоге так и не понимаешь для чего создан этот набор картинок. Интересно? Ну да. Но слишком поверхностно. Описали то, что видим вокруг и на этом успокоились. Это не Париж, это книга о том, что окружает Жанну. Всё. В большинстве она не пытается заинтересовать, она просто информирует. В итоге мы имеем на руках обычный путеводитель, в который автор зачем-то запихнула несколько вкраплений о своей жизни, о некоторых моментах из журналистской практики, о бытовых проблемах. Это бы не помешало, если бы хоть немного был выдержан единый выбранный стиль. А его нет. Наверное это был такой авторский ход - сейчас я расскажу историю о том, с чем мне пришлось столкнуться, коротенько так, или дам немного выдержек из истории города, а дальше наслаждайтесь справками. НЕ работает. Вроде читаешь, к примеру, о детсадах, и думаешь, что дальше тебе откроют что-то интересное, что-то присущее только укладу жизни Парижа, ан нет: дальше - снова справка. О том, как можно провести время с детьми.
Ну и рецепты. Типа тоже "мой Париж".
Как вы думаете, что вас ждет под интригующим названием "Любопытно"? Ха, и не надейтесь! Это будет энциклопедический словарь и справки! Судите сами:

"НАСЕЛЕНИЕ. В Париже проживает 2 млн 200 тыс. человек и ежегодно приезжает 17,5 млн туристов.

КРУАССАН – по-французски означает одновременно «растущий» и «месяц». Родом эти хрустящие пышные рогалики из Вены. Там они впервые появились в 1683 году после того, как удалось во второй раз отбить осаду города турками. Чтобы отметить победу над мусульманами, один булочник испек рогалики в форме полумесяца. Считается, что в Париж круассаны привезла Мария-Антуанетта, уроженка Вены.

СТАТУЯ МОЛЬЕРА – самая первая статуя в Париже, поставленная в честь не-короля. Она находится на углу rue Moliere и rue Richelieu в 1-м округе, метро Pyramides."

Ну и всё. Немного фото - и всё.
Для путеводителя здесь мало истории, мало описаний, мало такой подачи, чтобы реально заинтересовать. Для книги о своём Париже, о собственном восприятии, здесь не хватает чувств, эмоций, личных привязок. Как-то обо всём и ни о чём. У меня так и не появилось желания посетить Париж. Се ля ви.

*Блин, пока писала, снова захотелось исправить три звезды на две.