Больше рецензий

Alexander_Ryshow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2014 г. 01:14

112

5

Если попросить мало-мальски находящегося в теме человека назвать имя самого известного китайского христианина, сразу услышишь имя Вочмана Ни. Об этом служителе Божьем и о его учении или понимании Библии я мог бы рассказывать долго, буквально часами. Лет 10 назад его книжки сильно повлияли на мое духовное становление, кроме его книг я читал также всю информацию, которую находил о нем. Конечно же, когда я встретил его биографию отдельной книгой, то сразу же поставил такую книгу в очередь чтения, причем в верхнюю ее часть. По названным выше причинам многие события, описанные здесь, были для меня уже знакомы, но читать о них снова было все равно интересно (знаменитая молитва о дожде в языческом городишке или деревне, встреча Вочмана с профессором, история написания книги "Духовный человек" и т.п.). В то же время я узнал о нем много нового, достоинство этой биографии в том, что она освещает все периоды жизни Вочмана от детства до старости, уделяя особое внимание периоду его активного служения.

Например, мне было очень интересно узнать, как он обратился к Господу. Когда Вочман учился в старших классах школы (кстати, тогда его звали иначе, имя "Вочман" он взял после обращения, причем сначала он взял другое имя), он уже неоднократно соприкасался с учением Библии, но оно ни разу не оказало на него глубокого воздействия, и молодой китайский юноша не отзывался на призыв Христа. Его мама стала христианкой раньше его. После своего обращения она купила за три доллара Библию и песенник и попробовала организовать дома семейную молитву. Но Дух Святой стал свидетельствовать ей, что она должна прежде кое-что исправить. Незадолго до своего обращения она несправедливо наказала Вочмана. И вот она решилась - обняла его на глазах у всей семьи и призналась, что разгневалась на него и ударила его несправедливо. Мама попросила прощения у своего сына - для китайского мировосприятия это было чем-то совершенно необычайным, ведь в этой культуре утверждается абсолютный и непререкаемый авторитет родителей. Вочман сказал, что он согласен с тем, что наказан был несправедливо, а также добавил, что он ненавидит свою маму за тот поступок. Она сказал: "Прости меня, пожалуйста". Но сын развернулся и ушел. Однако в тот вечер Бог коснулся его сердца, и произошло это именно благодаря исповеданию его матери. Если христианство так повлияло на его мать, тогда он должен сходить и послушать, о чем говорит миссионерка на своих собраниях. На следующее утро он пошел вместе со своей мамой на богослужение и после первого же собрания всецело посвятил свою жизнь Иисусу.

Упомянутая выше книга "Духовный человек" - единственная из множества его книг, написанная им собственноручно. Остальные книги в основном составлялись из его многочисленных журнальных статей, проповедей и уроков (Вочман очень много занимался именно систематическим обучением разных групп христиан, например, новообращенных или благовестников). Я раньше не знал, что труд "Духовный человек" В. Ни написал до 25 лет, причем основную часть книги он писал, думая, что жить ему осталось немного (полтора легкого у него было поражено туберкулезом, врач сказал медсестре по-английски, что этот больной проживет от силы полгода, но Вочман понял эту фразу). Интересна причина, по которой сам Вочман через время (кстати, от туберкулеза Бог его исцелил) не хотел переиздавать эту книгу: он не считал, что что-то в книге написано неправильно, напротив, она представляла собой очень полное изложение истины. Но именно это он считал ее слабостью! Она не оставляет открытых вопросов (это я пересказываю его слова), а Бог так не действует. Вочман видел опасность систематизации библейских истин в том, что они создают впечатление возможности понять Библию без действия Духа Святого.

Еще одна история, связанная с той неизлечимой болезнью Вочмана. Он очень много переживал об этом и молился Богу об исцелении. Потом на основании Библии он получил от Бога ответ: "Это Мое дело. Твое дело - доверять Мне. Перестань переживать об этом". Но эта болезнь настолько изменила все его планы, что он все равно не мог расслабиться и доверить это Господу. Однажды он шел по берегу и думал об этом всем. Внезапно он остановился в одном месте, воткнул палку в песок и сказал: "Господь, я доверяю Тебе". Но когда он сделал несколько шагов дальше, к нему вернулись старые мысли и тревоги, его лоб даже покрылся холодным потом. Вочман начал молиться, а в молитве спорить с Богом, объясняя Ему, что его исцеление - это совершенно необходимая вещь. Но потом он остановился и осознал, что все это - искушение от сатаны. Он вернулся к палке, которая еще стояла в песке, и показывая на нее произнес: "Господи, на этом месте я оставляю свои заботы и больше я их не возьму".

Вочман Ни очень много читал, не буду перечислять здесь авторов, труды которых он штудировал, но я отметил, что те писатели, которые повлияли на мое духовное становление, были близки и Вочману Ни. Кроме того, все соприкасавшиеся с ним обращали внимание на то, насколько глубоко он знал Библию. Новый Завет он регулярно прочитывал раз в месяц, также постоянно читал и изучал и Ветхий Завет.

Вочман осуществил несколько поездок в Европу и Америку, во время одной из которых с ним, кстати, познакомился и автор этой книги, проведя в общении с китайским христианином около недели. Интересно, что на одном из собраний, на котором проводились богословские дискуссии, В.Ни в заключение встал и заявил, что его дорогие братья-англичане очень хорошо знают библейские истины, но в его стране это им не поможет выгнать и одного беса. Такое большей частью интеллектуальное восприятие христианства присуще, к сожалению, и нам/мне.

Знакомство с жизнью и служением В.Ни интересны еще и тем, что при основании, развитии и росте церквей у него практически не было возможности опираться на чей-то прежний опыт, на историю и традиции, т.к. христианство пришло в Китай сравнительно недавно, а массовые пробуждения происходили прежде только однажды - в начале 20-го века. Для служения В.Ни характерно то, что он постоянно держался независимо от каких-либо миссионерских организаций и созданных ранее церквей. Единственным основанием и учебником для него и его сотрудников была Библия, и это не просто красивые слова, как это бывает у нас. Не избежал он при этом и ряда ошибок, о чем я здесь не стану писать, и так уже обычный объем рецензии превысил в несколько раз.

В 1940-е годы сотрудники В.Ни нашли интересный метод благовестия. Они прочитали в Деяниях, что после первых гонений члены иерусалимской церкви рассеялись, начали благовествовать там, где они оказались, и так рост церкви не ограничился пределами одного города. Китайцы решили, что им не стоит ждать гонений (которые, кстати, пришли в 1950-е годы), и стали готовить группы христиан для переезда на новые места с миссионерской целью. Обычной практикой других деноминаций было отправление церковью одного миссионера на одно место, изредка одной семьи, но китайцы справедливо решили, что такой подход исключительно малоэффективен, переселять надо сразу группу, которая организует на месте общину, начнет регулярно проводить богослужения и благовествовать. При этом для переезда подбирали верующих, обладавших ходовыми профессиями, связанными с необходимостью общения с большими массами людей (садовники, парикмахеры, врачи, учители и т.п.). Как и следовало ожидать, метод оказался очень эффективным.

Во время войны между Китаем и Японией, когда многие верующие китайцы молились о победе Китая, В.Ни наставлял их, что молиться надо не о победе одной из сторон, а о расширении возможностей свидетельства о Божьем Сыне, а Бог усмотрит, какой исход войны для этого более благоприятен. Вочман говорил, что возможны ситуации, когда на колени склонятся во время войны вместе китайские и японские христиане, и только такая молитва, которой он учил, будет при этом правильной.

Приведу последний пример необычных и мудрых решений Вочмана Ни. Когда в Китае начались гонения коммунистов на христиан, в результате чего иностранные миссионеры высылались из страны, несколько миссионеров пришли к Вочману с вопросом, что они могут сделать полезного в свои последние недели пребывания здесь. "Переведите для нас действительно хорошие комментарии", - ответил тот. - "Их у нас очень мало, а нужда в них большая. А потом приезжайте в наши общины в качестве старейшин, а не миссионеров. В будущем благовестие станет задачей исключительно китайцев".

Последние 20 лет своей жизни Вочман провел в тюрьме, где он и умер. При этом ему удавалось приводить к вере надзирателей, один из них рассказал потом об этом, выехав в Европу и попросив там убежища. Яркая личность, яркая жизнь, яркая биография. 10/10.