Больше рецензий

LuluMiranda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2023 г. 21:19

263

4 Биография и творчество Игоря Грабаря

Каким-то магическим образом фигура Игоря Грабаря обходила меня стороной, хотя я большой поклонник импрессионизма. Но этой зимой в Третьяковской галерее проходит его выставка, и моя подруга предложила ее посетить, после чего я просто влюбилась в картины этого художника и очень захотела узнать о нем побольше.

Это издание подойдёт на любой вкус: и для тех, кто хорошо знаком с творчеством Грабаря, и для тех, кто ничего о нем не знает; и для тех, кто любит альбомы с картинами (репродукций в книге огромное количество), и для тех, кому важен также и текст с биографической справкой. В целом я осталась очень довольна подачей информации: охвачены и важные события в жизни Игоря Грабаря, и этапы его творческого пути, подробно описывается, как и почему созданы отдельные картины, в каком стиле и технике они писались, какие другие художники оказали влияние. Фоном идут исторические события: и борьба русинов, и спорные реформы передвижников в Академии художеств, и революция, и вторая мировая война... Очень интересно было наблюдать, какой отпечаток это нашло в работах художника. Автор также рассказывает о Грабаре как искусствоведе, преподавателе, руководителе Третьяковской галереи, о его реставрационных работах, пробах в архитектуре, путешествиях, выставках. В книге есть уникальные факты, как, например, что для художника сняли стекло с "Сикстинской Мадонны" Рафаэля, чтобы он мог лучше рассмотреть каждый мазок (чувствуется уровень и вес Игоря Грабаря в мировом художественном сообществе, и это не может не впечатлять).

Тем не менее, не могу не рассказать и о минусах. Самый большой недостаток книги - то, как в ней расположены картины художника, они совсем не соответствуют тексту, и приходится постоянно искать их по всему изданию. Честно говоря, это раздражало неимоверно, без квеста "найди нужное полотно" было бы гораздо лучше. Также немного бросалось в глаза, что автор книги не терпит никакой критики в адрес художника, но сам не прочь критиковать и Клода Моне, называя его слащавым, и Винсента Ван Гога. Ещё один момент - Игорю Грабарю удалось сделать впечатляющую карьеру, и это в годы СССР, что имело и определенные последствия: например, написание казённых портретов и жанровых полотен с Лениным и Сталиным. Мне бы и в голову не пришло его за это осуждать, но автор книги как будто стесняется таких фактов, маскирует их, делая акцент на чем-то другом. Возможно, с точки зрения вклада Игоря Грабаря в искусство это правильный подход, но, как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.

Но общее впечатление об издании очень хорошее, после выставки особенно интересно было подробнее познакомиться с творческом и биографией потрясающего русского импрессиониста, художника русской природы, инея, рябинок, дельфиниумов, яблок и последнего снега.