Больше рецензий

julia-sunshine

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2013 г. 23:00

70

5

Это история про семью убитой девочки, рассказанная устами самой погибшей. По сути, весь роман – это попытка мертвого отпустить живых, перестать терзаться за их судьбы. И наоборот. Это попытка живых отпустить мертвого, покинуть оковы гнетущей скорби, утешить ненависть и пустить новые ростки в будущее. Это грустно. И это жизненно. Постепенно мы видим, как меняется жизнь и тех, и других. А путь к этому и есть повествование.

Убитая соседом 14-летняя Сюзи попадает на небеса.

Что такое небеса, описанные автором? Это место, куда попадают после смерти и где для каждого мертвого «приготовлена» своя сфера, из которой все же можно выходить, общаться с другими, наблюдать за оставшимися на земле. На небесах можно встретить своих мертвых родственников, друзей, домашних питомцев. Но чтобы полностью ими проникнуться, нужно перестать искать ответы, переживать за тех, кто остался на земле. А сделать это, по крайней мере, для Сюзи, очень тяжело.

Красоту и безопасность небес Сюзи удается постигнуть лишь после того, как
1) она возвращается на землю и исполняет свое сокровенное желание – близость с Рэем Сингхом, парнем, который ей нравился на земле,
2) ее мать возвращается в семью, а сестра выходит замуж и рожает ребенка
и, наконец,
3) ее убийца умирает от упавшей сосульки (именно такую смерть ему выбрала Сюзи, когда только попала на небеса).

Процесс «возрождения» родных и друзей Сюзи различен для каждого.

Отец ищет и интуитивно находит убийцу дочери – соседа по фамилии Гарви, пытается докричаться до полиции, но когда собираются улики, мистер Гарви покидает дом и его так и не удается поймать. Отец Сюзи после ухода жены отдает всего себя своим оставшимся детям.

Мать, Абигайль, начитанная и погруженная в свои мысли женщина. Она живет в своей особой вселенной. После смерти дочери она пытается заглушить боль, ступив на путь измены мужу. Но это не дает ей спасения. Тогда Абигайль покидает дом. Это бегство – панический страх, который не вырывается наружу криком, не отдается сумасшедшим волнением в душе, но преломляется, вытесняется. Семья напоминала ей о мертвой Сюзи. Но Абигайль продолжала любить семью. Она хранит рубашку мужа, чтобы всегда чувствовать его рядом. Инфаркт мужа возвращает ее в лоно семьи, и она понимает, что больше не покинет ее. Просто не сможет.

Линдси, сестра Сюзи, - полная противоположность своей матери. Сильная, смелая, она не только не ломается под взглядами одноклассников, но и вместе с отцом пытается выискать улики в доме мистера Гарви. Линдси находит поддержку у своего возлюбленного Сэмюела, за которого потом выходит замуж и рожает малышку Абигайль-Сюзи.

И непременно стоит упомянуть девушку Рут, экстрасенса, чувствующую мертвых, видящую их смерть. Через нее автор доносит свое осознание нашего и загробного мира: мертвые не далеко от живых, многие наблюдают за своими родными, приходят к ним, отражаясь в зеркалах, стекле, в каплях воды. Они могут общаться с живыми, рассказывать о своей смерти. Конечно, дар Рут – это ее крест, который она принимает осознанно. Девушка так и остается чужой для всех, между двумя мирами.


Зло в этой книге не исчезает, все не сводится к победе добра, родители не видят наказания убийцы их дочери. Но смерть зла все же есть. Нелепая смерть с ненужным никому телом, которое и найдут лишь спустя некоторое время, а лучше бы вообще не нашли. Вот в этой жизненности для меня заключается главная ценность всей истории.

Окутанная грустью книга имеет и светлые ростки: они проявляются в младшем братишке Сюзи – Бакли, в тех чудесах на земле, которые являются следствием дел мертвых на небесах, в любви и в новой жизни.

Сочетанию всего этого я и отдаю свои 5 звезд. Пусть в книге и есть моменты, которые мне не нравились. В данном случае ради общего закрою глаза на частное.

По поводу экранизации Питера Джексона (2009 год). Фильм бесспорно произвел впечатление. Когда он только вышел, все вокруг только и говорили о нем. Причем высказывались диаметрально противоположные мнения: кто-то был в восторге, другие же были крайне недовольны. Наконец и я посмотрела фильм и смогла сформировать свою точку зрения.

Я поняла, почему так кардинально разнились впечатления. В зрительском сознание произошел диссонанс: убийца девочки так и не был найден, но в итоге его ждала кара, хотя родные убитой этого так и не узнали. Незнание родных и знание зрителей и, как следствие, отношение к этому - принятие или непринятие - и породило эту разносторонность суждений о фильме. Скажу, что в книге это выражено не так явно, ибо в книге дано больше подробностей, а в фильме все концентрируется в образах.

Хотя сам фильм показался мне несколько затянутым, я оценила его за один замечательный режиссерский и сценарный ход - сильнейший момент, которого нет в книге и который до сих пор стоит у меня перед глазами. Это момент, когда Сюзи вырывается от мистера Гарви, выбирается из укрытия, убегает от соседа, бежит по улицам городам и вдруг осознает, что она уже мертва...

Потрясающая сцена. Безнадежная, сильная, печальная. Думаю, я пересмотрю этот фильм еще раз.

Прочитала при очередном шаге "Книжного путешествия" (Тур 3, шаг "Современная литература")