Больше рецензий

4 ноября 2013 г. 16:37

68

3

Основной минус этой книги для меня заключается в том, что совершенно непонятно, для кого она предназначена - для детей, для подростков или для взрослых. Поистине детская наивность соседствует с жестокостью, которая могла бы напугать и взрослого. Одни герои с легкостью преодолевают препятствия на пути к цели, в то время как другим приходится долго бороться, а то и погибать, когда победа уже совсем близко.
Задумка автора довольно проста: несчастные дети, живущие в интернате в ужасных условиях, узнают некую тайну о своих родителях и решаются бежать. В описываемом мире, тем не менее, есть несколько оригинальных деталей: утешительницы, к которым детям разрешено ходить несколько раз в году, люди-лошади, которые на самом деле совсем не лошади, человекопсы, больше похожие на диких собак, чем на людей, да и еще и гладиаторские бои, до того похожие на римские, что там даже бойцов переименовывают в латинские имена.
Из всего этого мог бы вырасти яркий, живой мир, если бы каждой этой реалии было дано хоть какое-то объяснение. Тщательнее всего автор описывает людей-лошадей (т.е. упоминает, что никто толком и не знает, откуда они взялись), а вот добрые и гостеприимные утешительницы вызывают слишком много вопросов. Зачем, зачем коварная Фаланга давала детям утешителей - чтобы они поняли, что есть на свете нормальные люди, которые отнесутся к ним с добротой? Чтобы чувствовали, что именно в стенах интерната, в руках Фаланги их притесняют? Зачем, в конце концов, они вообще запихнули детей своих политических противников в эти интернаты - чтобы объединить их против себя? Если хочешь убедиться, что грядущее поколение не пойдет по стопам родителей и не присоединится к недовольным, найди детям нормальные, зажиточные семьи, искупай в золоте и глаз с них не спускай. Но Фаланга, очевидно, не только жестока, но и откровенно глупа.
Сопротивление, впрочем, тоже непонятная организация. Барт, конечно, неплохой парень и явно обладает какими-то лидерскими качествами, но все отчего-то впадают в благоговение, услыхав его фамилию - все благодаря отцу, известному борцу за свободу. Да кто бы доверил управление армией семнадцатилетнему мальчишке? Ему доверяют все секреты, а чуть позже - и Милене, потому что они - символы Сопротивления. До Хелен, которая сделала ничуть не меньше, никому нет дела. При этом все, что Сопротивление делает в борьбе с тоталитарным режимом, - поет подбадривающие песни, роет окопы, поет песни, тащит в бой преданных, но глуповатых людей-лошадей, штурмует столицу с помощью все тех же людей-лошадей, и снова поет песни. Фаланга пасует, перестреляв перед этим кучу "коняг". Остается удивляться, как они раньше власть удерживали.
Все это было бы не очень важно, если бы книгу можно было назвать целиком детской. Ну и что, что зло в ней глупое и жалкое? Добро ведь побеждает. Но со всеми описанными здесь ужасами и недетскими переживаниями книга будто вырывается на другой, более серьезный уровень, где имеют значение мотивы и причины, а не просто "наши победили".
Однако в романе есть и немало положительных моментов. Даже видя несомненные недочеты, читала я не отрываясь: было интересно. К Милошу, Василю (здесь, именно здесь была сила духа!) и даже к Хелен я очень прикипела душой, хотя, как по мне, без романтики их история смотрелась бы лучше. Особенно понравился момент, когда Хелен возвращается к Пауле, и вот, словно мир перевернулся, а время остановилось - девушка, недавно бывшая несчастной воспитанницей интерната, сама утешает ту, которая годами была ей поддержкой и опорой. Я бы с удовольствием прочла больше о судьбе остальных воспитанниц, особенно Катарины, которой уделили целую главу, а потом упомянули только в самом конце. А вот с Хелен и Миленой все ясно, не надо нам про них никаких сиквелов, не надо.