Больше рецензий

19 сентября 2013 г. 16:22

65

4

Книга о захвате мира. Ну и правда, кто из нас не мечтал об абсолютной власти? Уж мы-то бы точно всё поменяли, да ещё и обязательно на благо человечеству. Мы - может, да, а вот Гарин не смог.
Общее впечатление осталось смутным. Вроде бы уж автор и "опустил ниже плинтуса" главных злодеев, а всё равно почему-то чувство под названием "так тебе и надо" не проснулось. Видимо, очень своего времени книга. Я, в общем-то, не сильна судить, плохая была Советская власть или хорошая, потому что своими глазами, наверное, надо было видеть, но вот когда прорывается это, крайне для меня непонятное, благоговение перед сим политическим строем, яростное желание распространения её на всём земном шаре, жажда революций, - создаётся ощущение, что что-то здесь не то, неправильное это какое-то течение мысли.
Наверное, с позиций 30-х, в финале придраться не к чему - везде революции, капиталисты терпят поражение, зачинатели сего ада наказаны. Но тогда я буду из всех сил надеяться, что это всё-таки намеренно просоветская, заказанная книга, потому что, если писатель действительно так думал, становится страшно.
О сюжете. Ну, как я уже сказала, вещь о захвате мира, о способности/неспособности обладать властью. Сюжет довольно закручен, и некоторые повороты были неожиданными.Например, я искренне полагала, что Шельга (о нём позже) - положительный герой и, что важно, человеческий, не картонный персонаж. Думала, что будет другая история с Манцевым - слишком нелепо погиб. В общем, для меня развитие произведения не было очевидным.
О героях. Начнём с главного - Гарина. Казалось бы, злой гений и всё в этом духе, но доходим мы до откровений Манцева, и всё, романтический флёр Гарина летит к чертям. Он смог лишь перенять, то бишь своровать, идею другого человека. Даже планы о мировом господстве воплотить не сумел, став лишь куклой в руках других сильных мира сего. Да, потом сделал решительный жест и сбежал, но это показало лишь то, что властью он в своих целях пользоваться не умеет, он слаб. Типичный пример, когда человек умеет только болтать и чуть-чуть организовывать. Если повезёт, то будет ещё и харизматичным, но не более того. Его идея с гиперболоидом не развернулась бы так хорошо, не подскажи ему Манцев, как изобретение можно использовать.
Зоя. Прекрасная женщина, по которой все вокруг сходят с ума, мужчины валятся штабелями и всё в этом духе. Эгоистка с фантазией, вряд ли что-то большее. Каждое её "решительное" действие - лишь имитация бурной деятельности. Она сбежала с Гариным только из-за того самого романтического флёра, который вроде бы его окружал, думала, что такой маргинал точно сможет избавить её от скуки жизни, но, как и мы уже выяснили, ничего от "злого гения" в Гарине нет, и она, разочаровавшись, от него отдалилась. Продолжая про решительные действия. Вот взять её планы насчёт острова. Ну и где эти дворцы, сады и парки? Где карнавалы и праздники? Мне могут возразить, что она не успела. Ерунда! Ей и не нужно было воплощения, ей нужно было только осознание того, что захочет "божественная Зоя" и это будет. Все фантазии так и остались исключительно мечтами. В этом они с Гариным очень похожи. Его планы по изменению мира не были реализованы, мир остался прежним.
О Шельга, этот идеал советского человека!Все намерения злобных капиталистов вычисляет, всех ловит и даже на острове умудрился революцию поднять. Явно позиционируется автором как главный положительный персонаж. Увы, мне этого уже не понять.
Теперь Манцев. Вот уж кто точно бы построил мир по своим убеждениям и не прогнулся бы под существующими системами власти. Именно он, а не Гарин, был бы тем самым "злым гением" произведения, будь слегка харизматичнее и имей немного большие организаторские способности. Он действительно сделал крайне важные открытия, и Гарин, не будучи дураком, понимал, на ком будет луч внимания, если Манцева выпустить. Печальная судьба. Но это единственный персонаж, способный на какие-никакие радикальные, решительные действия.
Иван. Шельга в детстве. Идеал, на этот раз, всех детей довоенного и военного времени. Тарашкин ему мозги промыл, и бедный парнишка теперь не представляет жизни без советской власти. Даже в тех местах Земли, где люди вообще-то сами вольны выбирать, ставить им у себя социалистический режим или нет. Тут же скажу и про Тарашкина. Из той же оперы, что и Шельга с Иваном, только чуть менее активен и харизматичен.
Роллинг с Янсеном представляют две стороны образа, называемого "любовь сгубила". Единственная разница в том, что первый мог предлагать Зое деньги и власть, а второй - только свою любовь и преданность. Оба, впрочем, сломались.
В общем и целом, книга насыщена всякими отсылками то к геологии, то к физике, то к химии. К сожалению, не всегда понятно, действительно ли это научные сведения либо информация, только претендующая на научность.
Ну и кстати. Оставьте мир мне, я знаю, как им распорядиться ;)

Прочитано в рамках игры "Школьная вселенная". Курс "Графические построения".