Больше рецензий

6 декабря 2021 г. 13:56

4K

4 «И почему-то она счастлива. Но это не любовь». (с)

I want a hundred of your time, you’re mine
Please don’t leave me now
Please don’t leave me now (Don’t leave)
Please don’t leave me now (I can make her leave).
(с) Tyler, The Creator — NEW MAGIC WAND.
⠀⠀⠀Год назад я читала книги Виктории Шваб из серии «Оттенки магии», которые полюбились мне так или иначе. Ее мир показался мне оригинальным, завлекающим, чем-то вроде глотка свежего воздуха, хотя под конец история стала немного разочаровывать. Не могу сказать, что после такого были какие-то высокие ожидания от данной книги, но я лелеяла надежду, что я получу такие же эмоции, как после прочтения первой книги из серии оттенков. Кроме того, когда я увидела новость о том, что одну из книг писательницы будут экранизировать, я удивилась и обрадовалась одновременно. Несомненно, мне захотелось познакомиться с этой книгой, чтобы понять, что будут экранизировать. Плюс я встречала рецензии на эту книгу, а также видео в Tik Tok. Судьба, не иначе. Про книгу я мало что знала, только то, что это магический реализм и ничего более. После прочтения я осталась более-менее довольной, но теперь возник вопрос, как это смогут экранизировать так, чтобы не потерять весь изыск книги. Но обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Эта история стара как мир: юная Аделин так мечтает о путешествиях, быть свободной, слушать истории своего отца, размышлять о глобальном, но вдруг родители устраивают брак для своей дочери, которая не хочет скреплять свою жизнь с человеком, которого не любит. Она так молода, столько надежд таится в ней. От безысходности юная девушка заключает договор с самой тьмой, который, по-своему истолковав ее желание, дарует ей бессмертие, только вот есть обратная сторона — теперь она забыта всеми, и она не может рассказать свою историю. А ведь ее предупреждали! Триста лет тяжелых, опасных, граничащих на грани смерти скитаний, которые приводят ее в современный Нью-Йорк, где она продолжает выживать. Аделин уже смирилась, что может остаться в памяти только в виде музы для творческих людей, оставляя след в искусстве, а любимые для нее люди быстро забывают ее. Вдруг она встречает человека, который не забывает ее, как все остальные, и у нее появляется надежда на спасение.
⠀⠀⠀Внутренняя композиция книги построена следующим образом: есть события, которые происходят в современном Нью-Йорке, а также события, которые затрагивают прошлое Аделин и ее скитания по миру. Эти события чередуются, так или иначе раскрывая как опыт Аделин, так и развитие взаимоотношений с мраком. При этом одна из интриг основывается на событиях прошлого, которые произошли в XX веке. Кроме того, события прошлого важны для понимания того, как Аделин пыталась повлиять на возможность ее запоминания людьми. Поэтому потом складывается впечатление, что все, что происходит, это некий план главной героини, который подошел к точке кульминации в конце книги. Также одной из сложностей была создание аутентичного мира, который соответствовал той или иной эпохе. Конечно, это художественное произведение, где автор волен делать все что угодно, даже с историческими условностями, но, на мой взгляд, В. Шваб удалось передать ту сложность для женщины в те эпохи.
⠀⠀⠀Не так часто это бывает, но должна признаться, что российская обложка нравится намного больше, чем оригинальная обложка. Я часто смотрю на обложки книг и порой непонятно, что конкретно стоит ожидать в книге. Они могут быть красивыми и привлекательными, но в то же время не отражающие суть. И тут действительно работает принцип: не судите книгу по обложке, но так как я визуал, я не могу не ориентироваться на них. В чем плюс российской обложки? Прежде всего, суть книги ощущается намного больше, хотя она скорее более красивая. Плюс изображенная девушка больше соотносится с главной героиней, чем просто текст, где есть изображение созвездия. Да и шрифт, если честно, у российской лучше.
⠀⠀⠀Как красиво написана книга! Почитайте: «С волос осыпаются мелкие белые цветочки и усеивают землю, ложась на неё созвездием, почти таким же, что красуется на щеках беглянки». И так на все протяжении книги. Я специально просмотрела оригинальную версию, чтобы сравнить перевод. И там тоже это звучит прекрасно: «…and small white flowers tumble from her hair, littering the ground like stars. A constellation left in her wake, almost like the one across her cheeks». В то же время стройность слога и красота стиля автора сочетается с простотой, но не примитивной. Это, несомненно, радует. Кроме того, все переживания и размышления Адди так и связаны с тоской и грустью. «А ты не забудь меня. Старая привычка. Суеверие. Мольба». Это видно как в ретроспективе, так и в настоящее время. «Он забудет, как забывают все. Он не виноват — никто из них не виноват». Поэтому большая часть повествования построена будто на тоске, депрессии, порой даже апатии, глобальном фатализме. «Ничего не выходит — как ни старается она протрезвит свое имя или рассказать свою историю». И когда она встречает человека, который может вспомнить ее, это повествование постепенно меняется. Эти изменения будто позволяют почувствовать душевное состояние Адди, и, на мой взгляд, это прекрасно, когда повествование тесно связано с настроением событий или персонажей. Отличное воплощение психологизма в книге.
⠀⠀⠀Если говорить про персонажей, позвольте начать с Мрака, который является главным персонажем. Мрак — такая таинственная личность: сколько секретов связано с ним, сколько боли он готов принести из-за своих секретов, сколько всего неизвестного он оставляет после себя. Следить да его развитием на протяжении всей истории было крайне интересно. Но что же время практически ничего неизвестно про него. Мы видим его развитие, но понять сущность — не так-то просто. Бог? Тьма? Дьявол? Дух? Призрак? Боль? Страдание? Страсть? Одержимость? Кажется, что он воплощает все это, но в то же время — ничего. В течение сюжета мы многое узнаем об этой личности, но в то же время будто пытаемся уловить крупицу истину в полнейшей тьме. Хотелось хоть немного понять его или уловить мотивы. Раскрытие персонажа и его характер в какой-то степени мне напомнило Дарклинга Ли Бардуго. Если быть честной, то сначала у меня было подозрение, что судьба этого персонажа будет тривиальной, но В. Шваб смогла удивить и его судьбой, и его поведением, и его развитием в целом.
«Скажи мне — мне — мне, — эхом разносится он, — я дьявол — дьявол — дьявол — или тьма — тьма — тьма? Я монстр — монстр — монстр — или бог — бог — или…».
⠀⠀⠀У Аделин Ларю (Адди) была не самая приятная судьба и жизнь (по ее скромному мнению) в деревушке Вийон, которая являлась «прибежищем католиков». Тема религии возникает часто, особенно в сочетании с язычеством, который будет краеугольным камнем в событиях. Юной девушке хотелось свободы, а не думать про мужа или семью, как того желала ее мать. Ее отношения с родителями достаточно тяжелые (мать готова постоянно подавлять ее, а отец боится сделать что-то не так и во многом ограничен), которые так или иначе подталкивали ее к побегу. Только одна фраза уже выбешивает со стороны ее матери: «Ничего, вот родишь деток, и станет не до беготни» или «Замужество пойдет тебе на пользу». Рассказы Эстель, местной «ведьмы», привели к отчаянным мерам. Если говорить про развитие персонажа, то Аделин раскрывается плавно, показывая и коготки, и слабость, и отчаяние, и смелость. Мне кажется, что Аделин Ларю — это жертвенность, грех, страсть, зависимость, святость, тоска, депрессия, любовь, привязанность (сравните с моим описанием Мрака, они словно противоположности, которые должны притянуться). Все сразу. Она может не нравиться, но ее поступки говорят сами за себя. Ее смелость, которая граничит с тоской и отчаянием, вызывает восхищение. Был непонятный эпизод для меня, а именно, когда Адди поехала с отцом в город, где они остановились на постоялом дворе. Что-то произошло там, после чего она говорит, что «домой в Вийон вернётся уже другая Аделин» (Глава 4). Она познала свободу в тот момент?
⠀⠀⠀История Генри показалась не настолько интересной, как у Адди или Мрака на первый взгляд, но когда раскрывается одна из интриг, ситуация меняется. Однако это не сравнится с первыми двумя персонажами, потому что есть связь через эпохи, а тут неожиданная встреча, которая меняет расклад игры. Если про Мрака с Аделин можно сказать, что это токсичные, порой абьюзивные отношения с применением манипуляций, то с Генри — все совершенно иначе. Их развитие отношений с Аделин — нечто прекрасное, высокое, жертвенное и приятное. Это, конечно, не сравнится со страстью, которая близка к греху, помутнением и зависимостью. И я действительно рада тому, как развивались события с этими персонажами, учитывая общую склонность к одному «лагерю», я это особенно замечала на примере Дарклинга и Алины Ли Бардуго (не осуждение, сразу говорю, просто непонимание).
⠀⠀⠀На мой взгляд, это поучительная история, которая имеет весьма архетипный посыл: бойтесь своих желаний. Достаточно распространенная задумка сочетается с интересным посылом, и получается конфетка, которую сложно найти среди груды «невкусного». В. Шваб смогла раскрыть все это с мастерством. Но сложно называть произведением, направленным на дидактизм с некоторой моралистической тенденцией. Скорее главная героиня — это пример человека, который порой не осознает свои желания, а порой строит свои иллюзии на максимализме; пример человека, который не понимает, что означает свобода, ведь для всех она разная (даже в браке). Не могу приписывать все эти размышления писательнице, так как мы всегда по-своему интерпретируем события, персонажей, посылы книг, но мне кажется, что этот персонаж очень интересный для анализа, сопоставления и выявления особенностей для дискуссии, как я это и сделала. Это ценно, когда есть такие персонажи, которыми ты можешь даже не восхищаться, но ты будешь анализировать и пытаться понять, хотя бы немного.
⠀⠀⠀Концовка скорее порадовала меня. Аделин, познав чувство любви, пошла на жертвы. Но мне кажется, что у нее не получится добиться желаемого так просто. У меня даже возникло предположение, что это продолжающаяся игра. Легко ли перехитрить саму тьму? Сложный вопрос. Но хочется верить в лучшее, ведь нас учили, что добро побеждает зло. Мне нравятся такие открытые финалы, которые позволяют поразмышлять о возможностях развития такого поступка. Но, конечно, хотелось бы увидеть, как это могло развиваться по мнению В. Шваб. Что мне особенно понравилось, это то, как В. Шваб вписала феминизм и вопрос о правах женщин в истории в историю Адди. Грамотно, органично, приятно читать. Это не взгляд «если бы» (увы, это наклонение непозволительно в истории, как бы сильно ни хотелось), это взгляд более реалистичный. Иногда возникало ощущение приостановки неверия, несмотря на то что это нереальная история, которая не могла произойти, но сложилось впечатление, что история настолько правдивая, трогательная, токсичная и истинная.
«Мрак утверждал, что даровал ей свободу, но на самом деле для женщин в мире, где они затянуты в свои одежды и заперты в домах, свободы не существует. Мир принадлежит мужчинам, лишь им позволено беспрепятственно разгуливать повсюду».
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): красивый стиль и стройность слога автора; создание ощущения приостановки неверия; органично вписанный феминизм; Аделин и ее развитие на протяжении книги; психологизм; вариативность размышлений. Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): развитие Мрака; оригинальная обложка блекнет на фоне российской; непонятный эпизод с Аделин; открытый финал. Слабые стороны (минусы): блеклость Генри на фоне Мрака и Аделин, даже с его секретом.
Выводы:
⠀⠀⠀Мне понадобилось достаточно много времени, чтобы написать рецензию по этой книге, но я считаю это нормальным, потому что порой нужно пережить момент сильного впечатления, чтобы трезво подойти к изложению своего мнения. А тут действительно много всего, о чем стоит поразмышлять. Я постаралась кратко все изложить, не касаясь главных интриг, потому что книга может удивить, но некоторые повороты все равно достаточно предсказуемые, но это не помешало мне получить удовольствие от прочтения. Красочность, эмоциональность, чувственность, философия, феминизм — прекрасно все в этом смысле. Сильная история о непростой судьбе девушки, которые всего лишь хотела свободы. Рекомендую ли эту книгу? Несомненно, да. И еще раз да. На мой взгляд, это некоторое переосмысление известной парадигмы токсичных и абьюзивных отношений в литературе и прочих произведений.