Больше рецензий

5 августа 2021 г. 12:18

347

4.5 Кто говорит - плагиат, я говорю - традиция

Сборник состоит из семи статей, но первая и последняя - за авторством Эрика Хобсбаума - это вступление и попытка общего анализа. Так что фактически в книге всего пять эссе. Маловато будет, конечно, но в каком-то смысле это компенсируется объемом работ - они довольно обширные.

Быстро становится заметно, что сборник почти исключительно касается только англоязычного/англокультурного пространства - Шотландия, Уэльс, Англия, Индия, африканские колонии Британской империи. Только в статье Эрика Хобсбаума, которую можно воспринимать как подводящую итоги, можно столкнуться со странами и народами, не входившими в англосферу - а именно с Францией и Германией, поскольку автор пытается создать некую общую картинку изобретенных традиций и общий анализ этой картинки. Здесь, правда, при попытке обобщений, сразу вылезают сомнительные аргументы, неубедительные генерализации и странные примеры.

Однако в целом те пять эссе, что и составляют собственно книгу, написаны крепко и рассказывают о крайне интересных вещах. Вкратце опишу их. Хью Тревор-Ропер подробно и в красках повествует, как в середине 18 века были придуманы и внедрены (причем даже не шотландцами) килт и клановые цвета. Прис Морган демонстрирует, как в восемнадцатом веке валлийцы воскресили бардовские традиции и заново придумали друидские мифы и практики, а частично и валлийский язык с историей (читать довольно занятно из-за постоянно мелькающих имен вроде Gwynedd и aep Dyffyn). Дэвид Каннадайн рассказывает, как в конце девятнадцатого столетия пришлось заново создавать традиции королевских торжеств (коронации, юбилеи) и как со временем менялось их значение. Бернард Кон описывает, как на основе могольских ритуалов британские чиновники в Индии создавали новый властный этикет, попутно меняя его смысловое наполнение (хотя с затянувшимся описанием Имперской Ассамблеи автор явно перегнул палку). И наконец, Терренс Рейнджер показывает попытки перенести изобретенные европейские традиции в африканские колонии и попытки уже аборигенных элит создать свои собственные традиции по образцу европейских.

Каждая статья в сборнике производит впечатление отлично сделанной монографии - пусть и небольшой, да и все вместе, ловко подпирая друг друга, они создают интересное целое. Сборник хорош для знакомства с темой, потому как авторы взялись за самые яркие и очевидные примеры, однако затронуты и менее явные аспекты сложных явлений (взаимовлияние имперской власти и колониального населения, например).