Больше рецензий

BooKeyman

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2012 г. 09:33

669

5

В среде интеллектуалов Мераба Константиновича принято уважать, чуть ли даже не превозносить, но с пониманием его трудов туговато. Ежели вы войдете на сайт книгоиздателя, то даже увидите, что труды самого российского грузина позиционируются как детская литература, а сам труд "Форма и содержание мышления" - в разделе, посвященной художественной литературе. Вопиющее многообразие и угарнейший плюрализм. Если это так, то молодые читатели "Азбуки" и не дети вовсе, а мутанты какие-то...долго же родители будут объяснять деткам, кто такой гносеологический Робинзон, и чем он отличается от обыкновенного Робинзона. Честь и хвала конечно "Азбуке", за реанимацию наследия российской мысли, но все это должно сопровождаться серьезным оформлением со всех сторон, и не заканчиваться выпуском книги.
Если говорить о сути труда, то это полная и емкая критика гегелевского учения формы и содержания мышления. Содержание - это то, что есть, и форма - как представляем мы в своем сознании - сказано, конечно, устами младенца об основах геохимии, но суть, думаю, понятна. Переосмысление Гегеля и мягкая критика проходит с минимальным участием марксизма - ленинизма - позиция, доступная в СССР только смелым, и не всегда оставляющая в живых своих последователей, вспомнить пример Ильенкова, в качестве бритвы Оккама, решающей все проблемы, использовавшего сапожный нож.
Касательно обсуждаемой темы, то суть излагаемой позиции - в критике основ философии Гегеля, излишне уповающего на идеализм в своих разработках; многие марксисткие философы ставили в плюс Гегелю открытие диалектики, в силу беспомощности не углублялись в дальнейшие теоретические разработки (если только она не освещалась в трудах Марксоэнгельса и Ленина). Мераб Константинович продвинулся в своих изысканиях дальше, и начал осторожно затрагивать интмные зоны всей философии диалектики, и только желание не стать смертником останавливало его в более глубоких изысканиях.
Впрочем, Мамардавшвили идет дальше позиционных исследований гегелевской философии - он точечно исследует ее, и проводит параллели с кантовской философией, высказывает все мысли за и против, и вообще, он няшка и настоящий философ, наш, российский, не туземный.
Этот труд достаточно сложен для восприятия и немудрено - когда это изучение Гегеля было легкой прогулкой для непосвященных и незамороченных?