Больше рецензий

18 сентября 2012 г. 13:53

477

5

Книга состоит из пяти частей: Опыты мистического света; Мефистофель и Андрогин, или тайна целостности; Космическое обновление и эсхатология; Нити и марионетки; Заметки о религиозных символах. Каждая часть представляет самостоятельный очерк, посвященный определенному предмету, однако это не нарушает целостности работы, поскольку главная идея - типы религиозного поведения и практик, вбирает в себя все части.
Элиаде умело перекидывает мостик от европейского во многом профанного сознания, к сознанию архаичному, как правило, восточному. Большое количество этнографического материала из Индии, Океании, Ирана и т.д. подводится под европейскую классическую литературу, в частности Гете и Бальзака. Мне лично был наиболее любопытен анализ романа «Серафита» Бальзака.
Из европейской философии наиболее часто, Элиаде обращается к мысли Николая Кузанского «Об ученом незнании», и, соответственно, к наиболее раскрученному в этом трактате концепту – единство противоположностей. Собственно тайна целостности это и есть единство противоположностей. Морфология самого феномена целостности выводит Элиаде к карго культу, манипуляциям факиров с веревкой, образу Мирового Древа, и другим элементам космогонических мифов, особое внимание Элиаде уделяет так же эсхатологическим мотивам в религиозных практиках.
Для читателей уже знакомых с исследованиями истории религии, книга, скорее всего ничего радикально нового не откроет, но и вторичностью она явно не страдает.