Больше рецензий

5 января 2012 г. 14:34

48

5

Вот что самое интересное, когда открываешь новую книгу Пелевина? Правильно. Самое интересное - это посмотреть, какую обертку для своей (точнее, не совсем своей) философской концепции придумает на этот раз.
Суть-то у него всегда и та же: индийская философия анатмана (отсутствия "я"), современная политика и современная социальная философия с идеями об информационном обществе, обществе потребления, симулякре симулякров, потреблении идея и удовольствий.
Когда-то это вплеталось в беседы героев Гражданской войны, когда-то в историю странствий одного старого графа в поисках Оптиной Пустыни, иногда в приказы Бога Джорджу Бушу или переписку мифологических героев в чате...

Воистину, у Виктора Олеговича тяжелая работа - каждый год искать новые формы подачи одного и того же. Это все равно что каждый год пытаться по-новому подать в ресторане сваренную вермишель, придумывая все новые соусы, приправы, формы тарелок... И надо сказать, что с этой задачей автор справляется с переменным успехом, но всегда оригинально и как-то по-пелевински.

В этот раз перед нами (анти)утопия, в которой встречаются два мира: хороший мир людей и плохой мир орков. А еще есть разносчики демократуры (какой все-таки точный термин) в виде боевых кинокамер, которые снимают для цивилизованного общества свинцовые мерзости жизни Уркаганата. А еще есть женщина-кукла, которая, как и положено по сценария, оказывается умнее и людей, и орков.

Но если бы было все так просто: вот хорошие, вот плохие - то это был бы не Пелевин. А Пелевин в каждой своей книге доказывает истинность слов Евангелия от Филиппа: "В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее,- не хорошее, и то, что в нем плохое,- не плохое. Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть."

Поэтому и нам придется увидеть, что цивилизованные люди - инфантильные потребители иллюзий, плохие орки - продукт этих иллюзий и информационной войны, смерть - всего лишь повод снять новый SNUFF, чтобы умиротворить Бога, который существует во всех и во всем.

Мир, где реальность - всего лишь запись на ритуальной кинопленке, где история и культура народа создаются за деньги креативщиками, где куклы (мертвые) должны растолковывать людям (живым) истину, где любое политическое событие - всего лишь чей-то заказ, тщательно и аккуратно выполненный политтехнологами, - это мир, который показывает нам Пелевин, словно подводя нас к зеркалу, так тщательно скрываемому от нас нашим же сознанием и страхом.

Неужели кто-то все еще верит в эту реальность? Неужели кто-то все еще верит в честных политиков, в честное телевидение? Их нет, и, по-видимому, никогда не будет. Да вы и сами все это понимаете. Если мы читаем новости, значит кто-то их зачем-то и как-то пишет, не правда ли?

И даже эта рецензия написанная одним человеком при помощи маниту будет прочитана другими людьми на своих маниту.

Почему? Потому что на все воля Маниту.
Что делать? Как и предлагает Пелевин - подняться в воздухе на воздушном шаре и отправиться за тридевять земель, к тем, кто ходит по лесу в халатах, с луками в руках и стрелами за спиной. Туда, где нет маниту и маниту. Или сойти, наконец, с поезда. Или нырнуть в Урал. Тут уже у каждого свой выбор...