Больше рецензий

11 сентября 2019 г. 15:36

53

5 "Чарнота! Купи себе штаны!"

Практически каждое творение М.А. Булгакова имеет свою историю, свою судьбу: «Бег» создавался (с 1926 – 1927 годы) на основе воспоминаний вернувшегося из эмиграции генерала Якова Слащева. А подозрения в симпатии «к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины» закономерно признали пьесу «антисоветским явлением», что привело к ее запрету на долгие годы (лишь в 60-х годах появились первые печатные издания).
Чем больше зарываешься в историю Гражданской войны, узнаешь трагические судьбы русской эмиграции всех волн, а также погружаешься в историю создания пьесы, биографию ее автора, тем масштабнее становится «Бег», который неслучайно в черновой редакции именовался «Изгои», ведь где-то там никто никого не ждал и не ждет, а все прежнее рушится, наполняясь той самой «музыкой Революции». Значимым является и тот факт, что практически у каждого героя пьесы есть свой прототип:
Предположительно, что Серафима — жена М.А. Булгакова, Любовь Белозерская, в 1920-м году бежавшая с первым мужем в Константинополь.
Корзухин — вероятно, предприниматель Крымов, уехавший из России в самом начале революции.
Кроме того,

Африкан, архиепископ Симферопольский, архипастырь именитого воинства — митрополит Вениамин Федченков, глава церкви Русской армии.
Генерал-лейтенант Роман Хлудов — генерал-лейтенант Яков Слащёв-Крымский, убитый в своей квартире после возвращения из эмиграции.
Люська — Нина Нечволодова («юнкер Нечволодов»), походная жена Слащёва, чьи следы теряются после убийства генерала.
Генерал-майор Григорий Чарнота — генерал-лейтенант Бронислав Людвигович Чернота-де-Бояры Боярский, генерал-лейтенант Сергей Улагай.
Главнокомандующий — барон Пётр Врангель.

Во всех своих произведениях автор переосмысливает действительность, стремится рассказать о том важном и не отпускающем его. Для Булгакова-врача-писателя здесь – это гражданская война и понимание, что сам мог бы стать одним из прототипов для своих героев, переживших немало горя, находящихся в агонии, чувствующих крушение всех надежд, обреченность своего существования:

Пойми, что ты просто попал под колесо, и оно тебя стерло и кости твои сломало.

Все рушится и остается только бег во сны, но они неизбежно страшны, трагичны, пронзительны, опустошительны, безнадежны: Революция. Гражданская война: Белые – Красные – Зеленые – Интеллигенция – страшные страницы истории – это жизнь, сломанная у сломленных людей, вынужденных скитаться по всему свету в поисках приюта. Герои и судьбы представлены обрывками, бредом воспаленного сознания, балансирующего на грани сна и реальности, света и тени, где горько, смешно и страшно одновременно.
Даже количество снов – 8 – бесконечность бега от войны, пуль, нищеты в поисках лучшей доли, мира и покоя, которых нет, ведь у каждого героя своя судьба, ведущая все дальше и дальше от родной земли. Потому пьеса до самого конца – это натянутый нерв, струна, которая вот-вот оборвется…и обрывается – не все могу выжить на чужой земле.
А что ждет тех, кто вернется обратно?... Впрочем, ответ на этот вопрос М. Булгаков оставляет за пределами пьесы…