Больше рецензий

17 июня 2019 г. 14:08

481

2 Настолько "простая история", что дочитывать было неимоверно скучно...

Решила я тут как-то почитать произведения нобелевских лауреатов (только не современных, ибо сейчас эту премию дают за что угодно, только не за хорошую литературу). Наткнулась таким образом на Шмуэля Агнона.
Начало было если не многообещающим, то хотя бы не скучным: милая, скромная, работящая девушка Блюма, осиротев, оказывается в доме своих дальних родственников в качестве, скажем так, помощницы по хозяйству ("ну не кормить же девушку просто так, когда дел невпроворот", - рассуждает мать семейства). У самих родственников небольшой магазинчик, приносящий стабильный доход, и подрастающий сынок Гиршл, дарящий радость и надежды на то, что будущая невестка посредством своего приданого лишь укрепит семейное дело. И вот когда сыночек начинает бросать нежные взгляды на Блюму, мамаша решительно берет дело в свои руки, без обиняков разъяснив неразумному дитю своему, что брать в жёны Блюму, девушку чудесную во всех отношениях, но без копейки за душой - это неразумно. Сыночек всё понимает (бесхарактерный он какой-то), Блюма уходит работать в другой дом, и на страницах книги до самого конца её воцаряется СКУКОТА. Какие-то шатания Гиршла туда-сюда по городу, его женитьба на девушке с приданым, его полная скуки жизнь с этой девушкой, постоянные попытки встретиться с Блюмой (непонятно только, зачем). Добавьте сюда ещё каких-то вялых сионистов и социалистов, и станет совсем тоскливо.
У меня после прочтения этой книги возникла такая ассоциация: вот будто бы в купе поезда один старичок начинает вам рассказывать интересную историю. Правда, временами засыпает... Вы сперва после каждого его пробуждения пытаетесь вернуть его к понравившейся вам истории, спрашиваете, мол, а дальше-то что было? Старичок продолжает свой рассказ, но тот с каждым разом становится до того однообразным и каким-то бесцветным, что вы, в очередной раз заметив, что собеседник задремал, решаете, что обойдётесь, пожалуй, без продолжения этой "простой истории".
Читаем аннотацию

Автор "Простой истории" нередко заставляет нас смеяться, последним же смеется он сам, смеется над тем, как ловко он нас провел. В своей "Простой истории" он зачастую как бы посмеивается над изображаемыми в ней персонажами, посмеиваясь одновременно и над нами. "Вы, мои читатели, - кажется, говорит он, - считаете людей, о которых я пишу, комичными. Но уверены ли вы, что сами не попадаете впросак?" Нам приходится подходить к героям его книг с мерками ХХ века, а они, возможно, столь же нелепы и смешны, а может быть, еще более нелепы, чем сами герои. Несомненно, Агнон - великий мастер дурачить, но не всегда ясно, кто остается в дураках.

Может, Агнон и великий мастер дурачить, но мне ни разу не было смешно за всё время чтения этой книги. А вот кто остался в конце концов в дураках, я знаю точно. Ибо я (купившая бумажный вариант книги) и осталась...