Своеобразно складывалась ситуация в авиации Главсевморпути. Сталин питал слабость к своим «соколам» и никого из первых Героев ( а ими были полярные пилоты) не тронул. Не тронул он и авиаторов следующего поколения, тех, кто совершал трансарктические перелеты, высаживал папанинскую экспедицию, искал Леваневского. Не трогал он полярную авиацию не случайно- у нее был защитник.

В 1984 отмечалось 80-летние одного из её создателей и первого начальника генерал-лейтенанта авиации Героя СССР Марка Ивановича Шевелева. Так Марк Иванович ни одного в лапы культа не отдал!

Незадолго до начала войны М. И. Шевелев перешел в боевую авиацию, возглавив штаб Авиации дальнего действия, и тут полярные пилоты не избегли общей участи. Во время войны были арестованы знаменитые на Севере летчикам Фабио Брунович Фарих и Василий Михайлович Махоткин. Оба летчика, выжили, вернулись после войны из лагерей.

Выжил и любимец всего Главсевморпути, острослов и анекдотчик, автор знаменитых арктических розыгрышей бортмеханик Николай Львович Кекушев. Он был сыном известного московского архитектора, строившего, «Метрополь», и всю жизнь посвятил Заполярью. За свой длинный язык Львович в начале 1930-х гг очутился на Ухте. Вскоре Кекушев вернулся в северное небо. Он в экипаже Г. К. Орлова летал в осажденный Ленинград ( они совершили 59 полетов через линию фронта, вывозя из блокады ученых Арктического института и научные архивы). За участие в полюсной экспедиции 1937 г Николай Львович получил орден Ленина (именно он выбросил в точку полюса «десант» из разноцветных куколок). Но никакие награды не спасли от расправы: в 1948 г его по этапу отправили в лагеря Джезказгана.

Кекушев провел в заключении около 6 лет. Возвратившись в Москву, он с неутраченным юмором рассказывал о своей лагерной деятельности.