Больше цитат

Сигизмунд Леваневский, был одним из первых семи Героев СССР. Само звание установили в апреле 1934 г. в связи со спасением 104 челюскинцев, вывезенных полярными и военными летчиками из ледового «лагеря Шмидта» в Чукотском море.

Леваневский спас американского пилота-рекордсмена Джеймса Маттерна, потерпевшего летом 1933 г аварию на Чукотке. Леваневский вылетел из Хабаровска в Анадырь и доставил его в Ном на Аляске.

Весной 1934 г Леваневский вновь оказался на Чукотке: начиналось спасение челюскинцев.

В 1935 г вышла марка с портретом Леваневского в серии «Герои СССР». Но если лица шестерых были в обрамлении двух лавровых ветвей, то на марке с изображением Леваневского одна ветвь была лавровой, а другая миртовой. Что привело к ошибке-автор марок художник, ответа не дал.

Сталин разрешил Леваневскому взять для трансарктического перелета любую машину. Леваневский остановил выбор на тяжелом четырехмоторном дальнем бомбардировщике, создаваемом конструктором В. Ф. Болховитиновым. Сам изобретатель вовсе не предназначал свое детище для полетов над Ледовитым океаном. Машина была абсолютно не доведена, в ней обнаруживались большие и малые недостатки, но Леваневский был неукротим в желании стартовать как можно быстрее.

Многое было против него. Во время тренировочных полетов он сам убеждался в несовершенствах конструкции. Метеорологи предупреждали, что лететь опасно, экипаж ждет мощный встречный поток воздуха, который съест скорость и горючее.

12 августа 1937 г преодолев все преграды, Леваневский взлетел на перегруженном самолете. С ним были: второй пилот Н. Г. Кастанаев, он же заводской летчик-испытатель, штурман В. И. Левченко, радист Н. Я. Галковский, механики Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков.

В самолете, «по горло» заполненный горючим, погрузили бочки с мокрой и русские меха - дар Сталина Рузвельту. Из-за этих грузов было отказано в билете директору Арктического института Р. Л. Самойловичу, приглашенному в США Американским географическим обществом. Так Рудольфу Лазаревичу посчастливилось остаться в живых в августе 1937, чтобы ровно через год попасть в руки ежовских палачей…

По воспоминаниям тех, кто провожал в путь самолет, настроение экипажа было невеселое, а командир улыбался, шутил. Особенно Кастанаев, знавший, что рано или поздно «оживут» дремлющие конструктивные изъяны.

Ситуация, в которой оказался Леваневский, психологически напоминало то, что происходило в марте 1914 на ЗФИ. Тогда Седов добровольно ушел на смерть, и ушел не один, а с двумя обреченными на гибель людей, которым, удалось спастись.

Примерно через сутки после старта, уже за Северным полюсом, внезапно отказал один из четырех моторов. Обледеневший аэроплан начал быстро терять скорость, связь оборвалась. Никаких следов машины Леваневского не было обнаружено.

Искали Н-209 много месяцев. Поиск вели будущие герои СССР В. Н. Задков, А. Н. Грацианский, а также известный исследователь Арктики и Антарктиды американец Губерт (Хьюберт) Уилкинс. Случались жертвы. Погибли, возвращаясь с ЗФИ , Герой СССР Михаил Сергеевич Бабушкин и несколько его товарищей. А Джеймс Маттерн, клявшийся Леваневскому в вечной признательности и любви, в нужную минуту струсил. Слетав однажды на поиск самолета Н-209, он категорически отказался продолжать полеты, заявив: Летать в Арктике на обычной сухопутной машине- безумие, прямое самоубийство!

Поиски продолжались до весны 1938 г. Положительных результатов не было, зато отрицательных…В самый разгар северной навигации на поиски Леваневского были сняты с ледовой разведки на трассе многие машины, что возымело губительные последствия: осенью в арктических льдах остался на вынужденную зимовку практически весь флот Главсевморпути - около 30 ледоколов, ледокольных и транспортных судов! Трагически завершившийся третий трансарктический перелет имел к провалу навигации 1937 г( и последующей гибели множества ни в чем не повинных людей).