Больше цитат

NotSalt_13

28 сентября 2022 г., 16:26

Рыболовы установили, что рыба охотнее берет наживку, если видит, что к наживке устремилась конкурентка — другая рыба. Тут уже не до сомнений — брать или не брать. Обязательно брать! И рыба мчится к наживке..
=============================================================================
В конце прошлого века французский психолог Рибо провел кропотливые эксперименты с парижскими школьниками и установил: воображение быстро растет примерно с 5 до 15 лет, а потом начинается необратимый спад. В наше время, когда на ребенка обрушивается огромный поток информации (и не остается времени на «игру» с этой информацией), «пик фантазии» приходится примерно на 11-12 лет, причем этот «пик» пониже, а главное — фантазия быстрее идет на убыль. Парадоксальная складывается ситуация. «Пик» воображения соответствует ныне 11-12 годам. Но в этом возрасте человек не
изобретает! Начинает он изобретать, когда воображение почти полностью испарилось...
=============================================================================
Как работает фантазия у детей?
Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой... и остановился (рис. 13). «Оборудование» я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь — подать вторую веревку. В этом и была изюминка задачи: как одному справиться с работой, для которой
нужны двое?..
Другая девочка, шмыгнув носом, продолжала думать. Она перестала нас замечать. Оглядывая комнату, она что-то искала. Потом подошла к подоконнику, порылась в игрушках и вытащила потрепанную
куклу.
Нужен был второй человек, который подал бы веревку, и девочка нашла этого второго человека... Точно по стандарту: копия объекта вместо объекта! Она начала привязывать куклу к веревке (я шепнул воспитательнице: помогите привязать). Потом раскачала получившийся маятник, взяла вторую веревку, поймала куклу. Задача была решена.
=============================================================================
Помните первую главу? «...Поставили тысячи экспериментов только для того, чтобы убедиться: пошли не туда. Испытали десятки конструкций приборов, перепаяли сотни метров проводов и извели не поддающееся учету количество кинопленки...» Мальчишка не суетился.
Изобретатель суетится, даже если неподвижно сидит перед листом бумаги. Суетятся мысли — такова природа метода проб и ошибок: «А что если попробовать так?.. Или вот так?..» Мальчишка не суетился, даже мысленно, это было видно по его изменившемуся поведению. Он выстраивал какую-то цепь. Думал.
Внимательно осмотрел комнату. Воспитательница выразительно вздохнула: вот, мол, не надо было убирать игрушки, ребенок решил бы задачу, а теперь у него безвыходное положение... И тут непоседа быстро скинул сандалии, схватил их и начал привязывать к веревке. Воспитательница ойкнула. Я подумал: просто
гениальный парень, обидно, если через четверть века он станет обыкновенным инженером...

=============================================================================
Посыпались возражения: «Корабля нет... Нижняя часть утонет... А потом утонет и верхняя часть...»
— Но ведь это только ИКР, идеальный конечный результат, — сказала слушательница, еще раз заглянув в текст АРИЗ. — ИКР позволяет сформулировать противоречие. Этаж БВ должен быть пустым, чтобы свободно проходил лед, и должен быть «непустым», чтобы соединять обе части корабля. Противоречивые требования
можно разделить в пространстве. Этаж «пустой», но не совсем. Соединим верхнюю и нижнюю части веревками... Нет, стойками! Узкими ножами, чтобы резать лед. Пусть будут две узкие прорези во льду, сделать их, наверное, легче, чем ломать весь лед...
=============================================================================
Наверняка вам приходилось видеть, как меняются надписи
на табло в аэропорту. Сначала на табло ничего нет или красуется нечто совершенно непонятное, например:
КДМЫФВУРЖТЩДВКЯКККК
Вдруг буквы приходят в движение и начинают быстро-быстро
меняться:
КДМСФНУРЖТШОСИЯКУКУ
Смысл надписи по-прежнему неясен, глаз выхватывает странные сочетания вроде «КУКУ», но перестройка продолжается:
КДМСФНУРЖОШОСИЯИККК
Возникают промежутки между словами:
КДМС НУ ЖОШОСИЯИККК
Сменяются еще две-три буквы:
РДМС НУ НОШОСИЯИРКК
Одни пассажиры догадываются, другим нужны еще несколько замен:
РЕМС НУ НОВОСИЯИРСК
И тогда все предугадывают окончательный вид надписи:
РЕЙС НА НОВОСИБИРСК
Нечто подобное происходит при обработке сложной задачи по АРИЗ. Исходная формулировка планомерно перестраивается и выправляется. Постепенно исчезают всякие «РЕМС»ы и «КУКУ».
И, наконец, после очередной перестройки, ответ становится очевидным. Это, конечно, всего лишь аналогия, наглядная, но грубая. «Надпись» в задаче намного длиннее, и «буквы» взяты из разных алфавитов. А главное — ответ почти всегда бывает неожиданным и неслыханно дерзким...
=============================================================================
Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон Крузо, естественно, попытался выбраться оттуда и начал строить лодку, точнее пирогу. Для начала Робинзон с превеликим трудом повалил огромнейший кедр: двадцать дней ушло на то, чтобы перерубить ствол, четырнадцать — чтобы обрубить сучья. Еще месяц потребовался на придание стволу «лодкообразной формы». И еще три месяца, чтобы выдолбить лодку изнутри... Закончив свой титанический труд, Робинзон пришел в восторг. Лодка получилась
громадная!.. Но восторги быстро стихли: выяснилось, что нет никакой возможности дотащить огромную лодку до берега...
=============================================================================
Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на
знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен. Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революциям научной, технической, космической.