Больше цитат

nefimi62

26 июня 2022 г., 20:13

Zhenskaya_statuetka_iz_Villendorfa._Verho-r.jpg«... На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены? В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие накладываются одно на другое. И никакого намёка на «среду», «обстановку». Тут [...] возможна какая-то аналогия с рисунками маленького ребёнка, которые он наносит вкривь и вкось и не пытается согласовать их с форматом листа. Видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом - в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. А если не понимает, то и не видит - поэтому его композиционный дар ещё в зачатке. [...]

А как он изображает самого себя?

В искусстве палеолита изображений человека вообще сравнительно мало. Но всё-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры» [...]. И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство - в том, как цельно и сильно почувствована пластика объёмов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них не проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.

«Палеолитическая Венера» с её вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита.

Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверюшек - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные» эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески

Н.А. Дмитриева «Краткая история искусств»