Больше цитат

_anna_karpenko

17 июня 2022 г., 22:40

Укоренившийся термин «сталинский ампир», он же советский монументальный классицизм, склоняет к поиску аналогии с французским ампиром ХХ века, стилем, возникшим при Наполеоне, в помпезных архитектурных формах увековечившим созданную им империю. Сталин был движим теми же мотивами: наиболее яркую реализацию эта, стилистическая программа получает в архитектурном оформлении метро. Меняется сам характер станционного пространства: оно приподнимается и озаряется, раетут и ширятся перроны, гигантоманией маркируя величие. Длина зала «Комсомольской-кольцевой» достигает 190 м, «Арбатской» и того больше — всех 950. Вместо привычной отметки 5,5 м, Алексей Щусев поднимает высоту потолка на той же «Комсомольской» до 9. Этот проект можно смело брать за образец высокого сталинского стиля — здесь есть все: грандиозность и «коктейль» из элементов московекого барокко, готики, ар-деко, классицизма и амиира (так, цитаты из памятников нарышкинского стиля конца ХVII ВЕКА - обильный лепной декор растительного орнамента с гирляндами цветов и лентами с кистями - размещается на станции «Арбатская» Леонид Поляков, а богатство лепнины, рельефы майоликового орнамента с медальонами героев и готические крестовые своды с нервюрами появляются на «Таганской-кольцевой» архитекторов Рыжкова и Медведева). «Киевская-кольцевая», где параболические арки-проходы к поездам окаймлены толстым лепным жгутом, а мозаики про дружбу народов взяты в рамки из колосков и завитков, не менее роскошна. Синтез архитектуры и декоративного искусства особенно громко заявляет о себе в эти годы.