Больше цитат

blydnyi_flyid

5 января 2022 г., 23:15

Переход от строгого к "свободному и живописному", от законченного - к бесформенному.
.
В начале своего существования барокко тяжело, массивно, лишено свободы и серьезно. Постепенно его массивность тает, формы становятся легче и радостнее. В конце концов барокко разрушает все тектонические формы, приближаясь к тому, что мы называем рококо.
.
Барокко не сопровождался ни одной теорией, как то было с ренессансом. Стиль развивался, не имея образцов. Казалось, что у его творцов не было сознания, что они в принципе ищут новых путей. Но несмотря на отсутствие теории, современники барокко установили несколько новых оттенков в определении красоты - оттенков до них неизвестных в принятом ими значении. "Новое" как несогласное с традиционной красотой стало похвальным эпитетом. Развился вкус к новшествам, то есть к тому, что сознательно выходило за рамки античных заветов, и благосклонно принималось все оригинальное, нарушавшее правила. Любовь к бесформенному стала повальной болезнью.
.
Античному перестают преклоняться по-детски, со священным трепетом. В конце концов ему перестают даже подражать - его изучают.
.
Архитектура изменяет в барокко своей природе и пытается воздействовать средствами, свойственными другому роду искусства: живописи. Что значит живописный? Живописно то, что дает картину, то есть без всяких добавлений или изменений может послужить сюжетом для живописного произведения.
.
Старый стиль мыслил линейно, его намерения не простирались дальше смены и гармонии линий; живописный стиль мыслит только массами, свет и тень - его элементы. Живописный стиль имеет своей целью вызвать иллюзию движения. Вторым моментом я считаю нарушение правильности в распределении фигур (свободный стиль, живописный беспорядок). Все правильное - мертво, неподвижно и неживописно.