Больше цитат

denis-smirnov

30 ноября 2021 г., 22:39

Кажется, божество, которому Платон в «Тимее» дарует человеческую голову (44d, 90а), восходит к некоему архаическому комплексу, который различает два органа сознания: «сердце» (kêr или kardiê), вместилище растительной души (thymós), и «голову», где находится psyché, психологическое. Для Онианса thymós был бы «blood-soul» («кровь-сердце»), a psyché «breath-soul» («дыхание-сердце»), но первоначальное отличие между двумя понятиями, должно быть, не казалось столь значимым, поскольку само слово thymós родственно словам индоевропейского происхождения, обозначающим испарение или дыхание (латинское fumus, на санскрите dhûmah, славянское дышать или душа). Что же касается psyché, как и латинское animus, это есть «дыхание», поскольку происходит от глагола psychô (дышать), но о ее локализации исключительно в голове можно поспорить. Напротив, в целом ряде верований psyché представляет собой любое телесное дыхание, поскольку связано с понятием spérma, которое есть «генитальное дыхание».