SitesDialog

5 июня 2021 г., 02:55

Правило Златовласки: как оставаться мотивированным в жизни и на работе
Был 1955 год, Диснейленд в Анахайме, Калифорния, только что открылся. В парк вошел десятилетний мальчик и попросил дать ему работу. Трудовое законодательство тогда было не таким строгим, как сегодня, поэтому мальчика взяли торговать путеводителями по 0,5 доллара за штуку.
Через год он перешел в волшебный магазин «Дисней», где другие продавцы обучили его различным фокусам. Он оттачивал шутки на посетителях и опробовал на них небольшие монологи. Вскоре он понял, что ему нравится не исполнять фокусы, а выступать в целом. И он решил стать комиком.
В подростковые годы он стал выступать в маленьких клубах Лос-Анджелеса. Посетителей было мало, а его шоу совсем коротким. Он редко бывал на сцене дольше пяти минут. Люди в клубе в основном был заняты выпивкой или разговорами, чтобы обращать внимание на артистов. Однажды он провел стендап в абсолютно пустом помещении.
Работу нельзя было назвать очень увлекательной, однако этот мальчик, несомненно, становился лучше. Его первые монологи продолжались всего одну-две минуты. К четырнадцати годам он набрал материала уже на пять минут, а еще через несколько лет его стендап продолжался десять минут. К девятнадцати годам он выступал по двадцать минут каждую неделю. Ему приходилось прочитывать три стихотворения, чтобы монолог был достаточно длинным, но он оттачивал свое мастерство.
Еще одно десятилетие прошло за экспериментами, корректировкой и практикой. Он начал работать телесценаристом и постепенно появлялся в различных ток-шоу. К середине 1970-х годов он добился того, что его стали регулярно приглашать в The Tonight Show и Saturday Night Live.
Наконец, примерно после пятнадцати лет работы, молодой человек прославился. Со своим стендап-шоу он посетил шестьдесят городов за шестьдесят три дня. На концерте в Огайо присутствовало 18 695 зрителей. Еще 45 000 билетов были проданы на его трехдневное шоу в Нью-Йорке. Он стал признанным мастером жанра и одним из самых успешных комических актеров своего времени.
Его звали Стив Мартин.
История Мартина прекрасно иллюстрирует, что требуется для того, чтобы придерживаться привычек долгое время. Стендап – это не для робких. Сложно представить ситуацию, которая нагнала бы больше страха на людей, чем выступать одному на сцене и видеть, как зрители сидят с каменными лицами. И все же Стив Мартин каждую неделю смотрел в лицо своему страху восемнадцать лет. Как он выразился, «десять лет на учебу, четыре года на отработку, и четыре года безумного успеха».
Почему некоторые люди, такие как Стив Мартин, держатся за привычный образ действий – отрабатывая шутки, или рисуя комиксы, или играя на гитаре, – а большинство из нас быстро теряют мотивацию? Как нам разработать привычки, чтобы они затягивали нас, а не исчезали? Ученые изучали этот вопрос много лет. Хотя мы знаем еще не все, уже достаточно хорошо подтверждено, что поддерживать мотивацию и достигать пика желания можно, работая над задачами «приемлемой трудности».
Человеческий мозг любит проблемы, но только если они находятся в оптимальной зоне трудности. Если вы любите теннис и будете пытаться по-настоящему играть против четырехлетнего ребенка, вам быстро наскучит. Слишком просто. Вы будете выигрывать каждое очко. Напротив, если вы выйдете на корт против профессионального теннисиста, например Роджера Федерера или Серены Уильямс, вы быстро потеряете мотивацию, потому что матч станет слишком сложным для вас.
Теперь предположим, что вы играете в теннис с человеком, равным вам по силе. В ходе игры вы и выигрываете, и проигрываете. У вас хороший шанс победить, но только если вы по-настоящему постараетесь. Ваш фокус внимания сужается, вы ни на что не отвлекаетесь, полностью сосредоточены на поставленной задаче. Это проблема преодолимой сложности и яркий пример правила Златовласки.