Больше цитат

elena4352

11 декабря 2017 г., 12:44

Иногда кажется, что викингские вещи так плотно покрыты резьбой и орнаментом, что рассмотреть его отдельные детали совершенно невозможно. Однако это не так. Чтобы расшифровать сложный звериный орнамент, следует начать с головы и следовать по изгибам тела зверя до конечностей. Тогда неожиданно вы увидите настоящего изогнутого в прыжке красавца-зверя.

Искусствоведы выделяют несколько стилей орнаментального искусства древних скандинавов. Это стиль Усеберга (по найденным в Усеберге вещам), стиль Бор-ре (по находке в одном из курганов Норвегии), стиль Йеллинге (по находке в кургане в Дании).

Для стиля Усеберга наиболее характерен «зверь хватающий», а для стиля Борре — изображения животных, обращенные головами к середине вещи. «Зверь хватающий» почти реалистичен и узнаваем. Фигуры показаны рельефно над плоской поверхностью и очень похожи на маленьких кошек с сильно повернутыми головами, мордами и туловищами, с лапами, сплетающимися с лапами и хвостами соседних животных.

Стиль Йеллинге характеризуется сплетением мощных и исполненных силы тел животных и растительных мотивов. Вполне возможно, что стили Йеллинге и Борре являются возрождением старых традиций скандинавского искусства с новыми западноевропейскими элементами. Из них «выросли» стили Рингерике и Урнес со змеевидными зверями, грациозными и бесплотными.

Отдельно выделяется и стиль рунических камней — с малым количеством рисунков, окрашенных в яркие цвета, переплетающихся с памятными и сакральными надписями. Для этого стиля характерны извивающиеся лентообразные драконы и змеи.

Развиваясь от мотива «зверя хватающего» усебергской резьбы через звериные маски и вычурные формы животных стиля Борре (вторая половина IX–X век) и от более натуралистических переплетающихся тел драконов стиля Йеллинге (конец IX — начало XI века), звериный орнамент достигает вершины в порталах норвежских ставкирок — деревянных церквей.