Ян Гус

Jan Hus
Раса: Человек
Кураторы С этим персонажем можно встретить
О персонаже

Ян Гус (1369 — 1415) — чешский проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Национальный герой чешского народа. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала Гуситские войны (1419—1434).

Точная дата рождения Гуса до сих пор не установлена. По разным данным, он был рождён либо в 1369, либо в 1373—1375 годах в городке Гусинец в бед­ной кре­сть­ян­ской се­мье.

В возрасте 10 лет родители отправили его в монастырь. Достигнув успехов в учёбе, переехал в Прагу, один из крупнейших городов Богемии на то время. Поступил в Карлов университет (Пражский университет). С 1393 или 1394 года ба­ка­лавр тео­ло­гии. В 1396 году получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года (около 1400 г.) он принял священство и почти одновременно начал и проповедническую деятельность. В 1401-02 году стал де­кан факультета свободных ис­кусств. В 1402-03 и 1409-10 годах рек­тор Кар­ло­ва университета.

С 1401 года читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 году назначен был настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь, что было необычно для того времени, но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Критикуя церковь, он считал себя верным её членом, служащим ей во благо, лишь разоблачающим грехи и вскрывающим недостатки людей.

Ещё в середине 1380-х годов в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Уиклифа. Под влияние идей Уиклифа попал и Гус. В 1403 году праж­ский со­бор­ный капитул ука­зал ру­ко­во­дству Пражского университета на вы­яв­лен­ные в со­чи­не­ни­ях Джона Уик­ли­фа 45 ере­тических по­ло­же­ний. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики папской курии.

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Уиклифа, среди сторонников Уиклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. В ходе диспута Гус зая­вил, что мно­гие из по­став­лен­ных Уик­ли­фу в ви­ну по­ло­же­ний не­пра­виль­но по­ня­ты. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса. В ходе реформы Пражского университета в 1409 году ос­лаб­ло влия­ние немецкой про­фес­су­ры и произошло уси­ле­ние сто­рон­ни­ков идей Дж. Уик­ли­фа.

В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.

В 1409 году антипапа Александр V издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ, апеллируя к самому Христу.

В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал Гусу некоторую поддержку. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли. Збинек бежал в Венгрию, но умер в дороге 28 октября 1411.

Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Часть до­хо­дов от индульгенций по­лу­ча­ла ко­ро­лев­ская каз­на, поэтому взгляды Гуса и его сторонников к этой прак­ти­ке спо­соб­ст­во­ва­ли пе­ре­ме­не от­но­ше­ния вла­сти к ним. Одиозный антипапа Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус, по совету короля Вацлава, уехал в Южную Чехию (вначале в замок Кози-Градек, а затем в Краковец), где местная шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Гус говорил о не­об­хо­ди­мости воз­вра­ще­ния Церк­ви к идеа­лам ран­не­хри­сти­ан­ской эпо­хи. При­зна­вал Биб­лию выс­шим ав­то­ри­те­том для па­пы и цер­ков­ных со­бо­ров.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем германский король Сигизмунд Люксембургский обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси (главным образом его уче­ния о Ев­ха­ри­стии) и организации изгнания немцев из Пражского университета.

В декабре 1414 года Ян Гус был арестован и заключён в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал король Германии. Когда же Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 году он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему предписали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник самого папы, а теперь был передан Констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал: Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). В 1416 году на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Обновлено: 14 апреля 2020 г., 19:27