28 сентября 2013 г., 15:16

455

Новые рецензии от Алекса Громова

30 понравилось 10 комментариев 3 добавить в избранное

Найти себя

Алекс Бертран Громов


За спиной каждого бестселлера – сотни других книг, о которых порой хочется сказать хоть пару слов. Не тратя времени на ожидание, пока их экранизируют.

Nils_Hagen__Ohota_na_vikinga.jpg Нильс Хаген «Охота на викинга»

Редчайший случай, когда экспат излагает свои впечатления о современной России в виде захватывающего романа. Сюжет основан на реальных событиях. Датчанин-финансист приезжает в Москву, чтобы возглавить местный филиал крупного европейского банка. «Моя цель — сделать наш банковский филиал лучшим в Восточной Европе. Зачем? Не знаю. Наверное, для того чтобы почувствовать удовлетворение от своей работы и жизни. Или от жизни и работы… Впрочем, эти два понятия последние три года для меня слились воедино. Я живу, чтобы работать, и работаю, чтобы жить. Так уж получилось…». Получилось, конечно, же, случайно, всему этому предшествовал изматывающее нервный роман с прекрасной креолкой и брак с нею же. Но попытка удержать красавицу с помощью обручального кольца обернулась для топ-менеджера окончательно разбитым сердцем и исчезновение всех денег с собственного банковского счета.

Поэтому он старательно наблюдает и пытается осмыслить жизнь незнакомой страны – а чем еще отвлечься от горестных мыслей? «Интересно, что русские называют планшеты айпадами. Любые, не важно, какая компания их произвела. Они вообще любят множить сущности, а их бритва Оккама заржавела где-то на полке в чулане… Все копиры у них — ксероксы, а все планшеты — айпады. Зато доллар имеет здесь такое великое множество наименований, что их приходится записывать, чтобы не путаться». Впрочем, кроме названий доллара герой коллекционирует боевые топоры и даже при случае демонстрирует умение метать их в цель. А когда на его пути появляется русская красавица из Сибири, то кажется, что и счастье еще возможно. Однако была ли случайной эта встреча? И если она выгодна тем, кто привык заниматься бизнесом в обход закона, то в самом скором времени потомку викингов придется доказывать, что доблесть великих воинов не угасла во мгле веков…

Читать дальше

Karina_Sarsenova__Pesnya_serdtsa.jpg Карина Сарсенова «Песня сердца»

Сборник стихов, в котором гармонично сочетаются свободный полёт творческого вдохновения и строго научные познания автора-психолога о тайнах человеческой души. Любовь может оказаться и воплощением всех страхов, и спасением от них. Отображены в книге и житейские стереотипы, и то, как иные люди зачем-то выстраивают всяческие преграды между собой и реальностью: «Как неприятен этот мир! \ Везде лгуны и психопаты. \ Ты ж, вечных истин конвоир, \ Один ни в чем не виноватый».

Кто-то плывет по течению, коллекционируя нехитрые удовольствия, и жизнь его тянется вялой и тусклой бесцветной полосой, нет в ней ни смысла, ни цели, ни истинной радости. Остаются только игры в самоутверждение – «Клеить желчною слюной \ Ярлыков шаблоны. \ И сбивать насмешкой злой \ Конкурентов стоны» - и погружение в пучину разочарований. Кажется, что выхода из долины уныния уже нет и никогда не будет, однако всякий, кому действительно доводилось сражаться с душевной болью и одолевать ее знает, что и самая малая победа на этом пути придает удивительные новые силы. Умение идти наперекор, кажется, непреодолимым обстоятельствам рождается из осознания, что их неодолимость часто существует лишь в нашем воображении, и достаточно лишь взглянуть на жизнь под немного другим углом, чтобы увидеть выход из тупика отчаяния. Каждый шаг к душевному теплу и свету бережно запечатлен в поэтических строках. И, конечно, любовь – один самых надежных компасов на этом пути.


Sajmon_Tojn__Klyuch.jpg Саймон Тойн «Ключ»

Новый роман британского сценариста и продюсера продолжает сюжетную линию, разворачивавшуюся в книге «Санктус. Священная тайна», но уже с добавлением новых персонажей. Тема тайн Ватикана, нашедшая отображение в книгах Дэна Брауна и Филиппа Ванденберга, по-своему обыгрывается Тойном. В горах Турции, где возвышалась Цитадель, уединенное святилище древнего ордена, прогремел страшный взрыв, свидетельницей девушка по имени Лив. Она попала в больницу и оказалась в страшной опасности – некие могущественные силы уверены в том, что она узнала их самый важный секрет. Одним из ключевых персонажей романа является вовсе не суперзлодей, а «всего лишь» высокопоставленный чиновник, а точнее - государственный секретарь и фактически премьер-министр города-государства Ватикан, кардинал Клементи, обладающий неограниченными полномочиями и контролирующий все тайные финансовые операции курии. Да и цели у него благие – помочь католической церкви стать снова могущественной, как и в былые века. Разумеется, не обошлось без настоящих героев, а также множества негодяев, в том числе – убийцы по кличке Призрак. Нашлось место, конечно, и для смышленого полицейского, который сумел найти связь между Ватиканом и одной странной компанией, а также колоссальным займом, предоставленным папскому престолу. Зачем же было потрачено столько усилий на поиски места, где в древности находился Эдемский сад? Или же «все-таки они искали зарытые сокровища – но не клады Александра Македонского или царя Креза. Прелаты Церкви искали сокровища более современные…». Что хранят легендарные тайники Прошлого?


Aleksandr_Alekseevich_Lapin__Blagie_pozh Александр Лапин «Благие пожелания»

Роман представляет собой подробную, яркую и достоверную панораму жизни позднего Советского Союза незадолго до того, как еще недавно великая держава перестала существовать в качестве единого целого. Все драматические перемены и знаковые события автор рассматривает сквозь призму судеб своих героев, которые успели застать и относительно безмятежное время – их детство пришлось на период, когда послевоенные лишения уже отступили, но время потрясений еще не подошло. А вот начало взрослой жизни и тем более наступление зрелости совпало с эпохой полной переоценки ценностей и утраты иллюзий целого поколения. Люди, которые еще сравнительно недавно были юными романтиками, искренне верившими в возможность скорого наступление коммунизма, начинают в полной мере осознавать неприглядность окружающих реалий.

Главный герой, Александр Дубравин, ставший журналистом, чтобы иметь возможность, как ему представлялось, эффективно бороться с несправедливостью, пишет острые газетные статьи, благо уже наступила эпоха гласности. Но одна из таких публикаций становится камнем преткновения между ним и его другом детства Амантаем. Тот выбрал для себя комсомольско-партийную карьеру, по поручению старших товарищей и влиятельных родственников, сделавших ставку на национализм, готовил молодежные уличные выступления в Алма-Ате в декабре 1986 года, но в какой-то момент он осознает, что ситуация в городе вышла из-под контроля. Одним из тех, кто ведет расследование по поводу случившихся беспорядков, оказывается общий друг Александра и Амантая – офицер КГБ Анатолий. «Как же так все это получилось? Перепуталось в их жизни? Кто прав? Кто виноват во всем случившемся?»

В частной жизни героев, как в капле воды отображается неопределенность и смятение, царящие во всем обществе. Тот самый Амантай, который отрекся от возлюбленной ради женитьбы на дочери «нужного человека», втайне терзается мыслями о потерянном счастье. Александр расстался с горячо любимой Галиной из-за интриги, умело подстроенной одной из ее подруг. Галина нашла себе нового, вполне благополучного мужа, уехала из родных мест, но счастья нет и у нее. Анатолий неожиданно выясняет, что любимая девушка встречается не только с ним, причем соперник долгое время тоже был уверен, что он у нее единственный… «Ах, Ирина, Ирина! Что же ты так? И почему? Откуда эта патологическая лживость? Ведь я ничем тебя не обидел. Что за всем этим стоит? Скорее всего, это страх. Ведь она боялась родителей. Боялась меня… Боялась всего. И всем хотела угодить. Вот и завралась. Кругом. Но разве она одна такая? Не скажу за весь народ. Страх есть у каждого. И у меня тоже. Когда за Дубравиным наши следили, я ведь тоже испугался. Как бы ни попасть с ним в одну сеть. Может, я и помог ему больше из страха за себя, чем из дружбы. А? Анатолий Николаевич? Колись перед самим собой. Перед совестью своею…».

А тот из героев, чья семья, казалось бы, крепка, - работающий в отдаленном от политических дрязг заповеднике охотовед Владимир, четвертый из былой юношеской компании друзей, - осознает, что перспектив у него нет ни в профессии, ни в научной карьере, и оказывается перед необходимостью переехать из Казахстана в Россию.

Герои руководствуются «благими пожеланиями», что не всегда, как известно, ведет к лучшему результату.


Tatyana_Romanova__Moya_knyaginya.jpg Татьяна Романова «Моя княгиня»

Это первый роман серии "Зеркало судьбы", в которую также входят книги «Звезда Парижа» и «Мятежная герцогиня», повествующей о драматических и одновременно романтичных временах наполеоновских войн – от Аустерлица до заграничного похода победоносной русской армии. В центре внимания - не только отважные воины, но и прекрасные дамы, которые, как выяснилось, тоже способны на подвиги, и не обязательно на поле битвы. Жизнь может повернуться так, что хрупкому созданию придется проявить максимум мужества – ради спасения еще не появившегося на свет сына, подобно Екатерине из романа «Моя княгиня», или ради защиты младших сестер от негодяя («Звезда Парижа»), а то и просто для того, чтобы иметь возможность самостоятельно строить собственную жизнь («Мятежная герцогиня»).

«Долли Черкасская выбрала свободу. Желание жить самостоятельно, занимаясь любимым делом, давно жило в душе княжны, но постепенно мысль о том, что это осуществимо, все чаще стала приходить ей в голову, а сегодня девушка приняла окончательное решение, как будет действовать. Отбросив последние сомнения, Долли дала себе слово уговорить родных пойти навстречу ее мечтам, и теперь, когда она летела на темно-рыжем английском жеребце среди необъятных полей Ратманова, она была очень счастлива». Княжна Долли, главная героиня книги «Мятежная герцогиня», несмотря на юный возраст, успела пережить немало потрясений – безвременную смерть родителей, весть о гибели брата, необходимость спасаться от дяди-злодея, который лишь благодаря самопожертвованию старой няни не сумел убить старшую из сестер… Отчаянная девушка готова рискнуть, выручая близких:

«Долли не могла сидеть, ожидая, что кто-то другой отомстит за Елену и защитит их.

— Я убью дядю, — решила она, — заколю его шпагой. Как хорошо, что я все же упросила Алексея научить меня фехтовать».

В это же самое время княжна Елена («Звезда Парижа»), странствует по охваченной войной России, желая добраться до императорского двора и попросить у государя Александра I защиты себе и близким. Во время скитаний девушка находит своего суженого, но жизнь уготовала им обоим немалые испытания, которые предстоит преодолеть, чтобы больше не расставаться.

Столь же тернистым окажется путь к счастью для князя Алексея, которого сначала интриги, а потом война разлучают с любимой женой. Да и сама Долли, твердо намеренная отстоять личную независимость, встречает мужчину своей жизни, правда, столь же разочарованного в людях и любви. «Как было хорошо в имении, — часто вспоминала молодая женщина, — наверное, я родилась для простой деревенской жизни, жаль только, что мой муж будет сильно разочарован, узнав об этом. Или не будет? А чего он хочет сам? Как это понять? Ведь я совсем ничего не знаю о его вкусах и склонностях». Но сила взаимного чувства превозмогает всё. Глубокая и тщательная проработка характеров сочетается в романах с достоверностью исторических реалий, выписанных до мельчайших подробностей.


Olga_Pokrovskaya__Bulochnik_i_Vesna.jpg Ольга Покровская «Булочник и Весна»

Должна ли современная литература согревать душу? Этот наполненный неподдельным позитивом роман похож на проблеск солнца после долгой непогоды, когда казалось, что тепла и света больше никогда не будет. Вот так же и в нашей жизни, как и в жизни главного героя, гонка за успехом в разных обличьях, иссушает душу, отнимая способность ценить маленькие радости – улыбку ребенка, задушевный разговор без деловой подоплеки. И только на старинной фотографии, запечатлевшей молодым прадеда, музыканта и чудо-хлебопека, можно увидеть, как «человек безмятежен, время не торопит его, а встало у лавочки и ждет терпеливо, пока он налюбуется на красоту земли. И как будто сама деревня с чудным названьем Старая Весна прильнула к его плечу, склоняясь берёзой к завалинке». Но даже возвращение от мертвящей суеты большого города и серьезного бизнеса к любимому делу, прадедовским корням и осуществлению давней мечты о собственной пекарне – «Хлеб увлёк меня, как иных увлекает музыка» - может обернуться неудачей. Которая впрочем, в свою очередь, способна стать поводом к примирению со всем миром и обретению мудрости.

Утративший способность чувствовать других людей герой постепенно сдирает с себя коросту душевного оцепенения: «Пока я двигался к перекрёстку, подуло горячим чёрным - у продуктового магазина из машины с лейблом хлебзавода выгружали пластмассовые корзины. Я обрадовался этому запаху – он означал, что в мире по-прежнему есть хлеб».

Сложный путь приходится преодолеть и Петру, другу главного героя. Талантливый исполнитель и преподаватель музыки, он оставляет искусство ради бизнеса и внешних атрибутов преуспевания – вроде роскошной машины. В романе нет плохих и хороших героев, даже бизнесмен Пажков, которого и переменившийся Константин в финале продолжает мысленно величать врагом, не лишен живых и симпатичных человеческих черт: «…держа рисунок на вытянутых руках, вгляделся. Горячий весенний свет ударил на поляну - забурлило яблочное варенье, медовый гул перебил запах шампуня, которым мыли полы. Я внимательно смотрел на Михал Глебыча - его рябое лицо стало детским. Он прислонил рисунок к стеклу и несмело, словно боясь обжечься, «макнул» палец в варенье. Вытер о штаны и – опять несмело - погладил пальчиком свою шевелюру, рыжую на зелени лета…»


Sofya_Chibisova__Vot_i_sbylas_nakonetsto Софья Чибисова «Вот и сбылась наконец-то мечта»

Красочно оформленная детская книга, которая, впрочем, будет интересна и взрослым, поскольку живо и достоверно передает атмосферу неподдельной юной радости. Еще нет забот и проблем значительнее, чем нагоняй от папы за разбитое в школе стекло или сорванный урок, зато вся жизнь впереди и любые смелые мечты представляются вполне осуществимыми. Можно во время каникул вместе с друзьями купаться в речке, ловить рыбу, а вечерами у костра грезить о покорении горных вершин и глубин океанов…

Но воспитательное начало в книге тоже представлено, иначе и быть не может, ведь произведения, адресованные подрастающему поколению должны помогать задуматься, например, об отношениях с окружающими. И вот уже девочка, привыкшая попрекать всех вокруг недостаточной аккуратностью, в летнем лагере сама оказывается изрядной неряхой, ведь за чистотой и отглаженностью следила мама, и если ее рядом нет… А мальчик, капризно помыкавший близкими, и вовсе угодил в историю, достойную «взрослой» фантастики, провалившись на триста лет назад, в эпоху без всяких компьютеров, зато с избытком тяжелого труда.


Valerij_Shambarov__Pesni_Tsarskoj_Rossii Валерий Шамбаров «Песни царской России, плененные большевиками»

В красочном издании (более 80 старинных фотографий) рассказывается об истории песен, сочиненных еще во времена правления Николая II или сторонниками Белого движения в годы Гражданской войны. Нуждаясь в новых патриотических песнях, большевики занялись переделкой песен своих противников, безжалостно выкидывая прежние слова. Так появились многие советские патриотические песни. «Ну а переделки русского фольклора вообще были поставлены на поток. Особенно повезло в данном отношении «Маршу Сибирских стрелков». Его использовали все подряд. Сибиряки-колчаковцы пели его в первозданном виде, на слова Гиляровского, только в конце добавляли пару куплетов». Миллионы советских людей слушали и сами пели «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», «По долинам и по взгорьям», «Белой акации гроздья душистые», не подозревая о том, что первоначально в песнях были совсем другие слова, например: «Смело мы в бой пойдем / За Русь Святую!»…

«Мешанина советских переделок, плагиатов и всевозможных обработок порой приводила и к курьезам. Один из них касается песни «Белой акации гроздья душистые». Впервые она была опубликована в 1902 году в серии «Цыганские ночи» без указания авторов слов и музыки. В дальнейшем произведение публиковалось как «известный цыганский романс» в редакции Вари Пановой и музыкальной обработке А.М.Зорина, но по-прежнему осталось безымянным. В настоящее время исследователи предполагают, что слова написал А.А.Пугачев, которому принадлежат более трех десятков романсов на музыку русских и зарубежных композиторов…»

Этот романс исполняли многие известные певцы и певицы дореволюционной России: Варя Панина, Мария Эмская, братья Садовниковы, он был неоднократно издан на грампластинках, звучал в русских окопах в годы Первой мировой войны. «А особую любовь он приобрел у белогвардейцев. Романс согревал сердца, как отголосок мирной жизни, еще не перевернутой и не исковерканной. Возможно, играло роль и созвучие – акация белая, и армия Белая.

Дополнительную известность принесла ему и переработка… под мелодию «Белой акации» подстроили один из вариантов «гимна» Добровольческой армии «Слышали, братья», - очевидно, доработав слова под размер романса.

Столь распространенную песню не могли обойти вниманием и красные. По обычным своим методикам запросто переделали в революционный «романс». Только вместо «Белой акации гроздья душистые…» он начинался следующей «поэтической» строкой: «Ленин и Троцкий, вожди пролетарские…»

Если бы в тексте фигурировал один Ленин, то песня, наверное, так и вошла бы в советский концертный репертуар. Но в компании с Троцким она имела право на существование только до 1924 года…»

Есть версия, что так любимая большевиками «Вы жертвою пали» впервые прозвучал на похоронах генерал-адъютанта Карла Ивановича Бистрома, скончавшегося в 1838 г. от старых ран. В царской армии «полковой марш был такой же неотъемлемой частью символики, как знамя, как коллективные знаки отличия за славные дела прошлого, - это могли быть наградные знамена, серебряные трубы, особые знаки на шапки, особые изменения формы одежды…».

В тексте говориться и о том, что переделки «соответствующие» текстов песен закончились к 30-м годам XX века, когда в СССР были сформированы штаты как поэтов-песенников, так и композиторов, для которых были созданы привилегированные условия.

В книге приводятся короткие биографии известных отечественных композиторов, писателей и поэтов, истории марша «Прощание славянки», казачьих песен и «Варяга», знакомой с детства «Елочки»… К изданию прилагается диск (а также нотное и текстовое приложение), на котором записано 15 старинных песен в исполнении мужского хора «Валаам».


Denis_Sokolov__Uteryannye_stranitsy_Evan Денис Соколов «Утерянные страницы Евангелия»

Денис Соколов – самобытный писатель и драматург, автор пьес: «Если черту отпилить рога или Необычные явления при повышенной температуре» (среди действующих лиц: Мерлин Монро, Александр Македонский, Карл Маркс, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Чехов и Дзержинский), «Ангел-хранитель» (в ней действуют и наши современники, и царь Ирод с женой), «Метки», чье действие происходит в недалеком будущем, а в основе сюжета лежит древняя восточная традиция.

Входящие в книгу произведения можно условно разделить на два вида: художественную (пьеса и сказка) и филососфско-мировоззренческую, хотя и там, и там автор размышляет о сути и загадках мирозданья, различны лишь формы изложения.

В пьесе, написанной на основе библейского сюжета, дается анализ действий Иуды, царя Ирода (сына Ирода Великого) и его супруги Иродиады (вошедшей в историю потому, что по желанию ее дочери Саломеи был казнен Иоанн Креститель), жесткой и расчетливой женщиной, готовой пойти на все, чтобы удержать власть и дающей мужу такого рода советы: «когда обратной дороги нет, идти вперед… Глаза твои ужель настолько слепы стали, не видят, что всё дошло слишком далеко, и вряд ли можно путь найти обратный. Как будто сам не видел и не знаешь, как страшна толпа, соединённая одной идей. Как вихрь она смести способна всё, и трон твой устроит едва ли, а устоит – шататься будет…». Текст пьесы дополняется репродукциями Г. Доре и других художников XIX столетия.

Короткая, но изящная «Небесная сказка» - притча о дождевой капле и океане: «Когда капля засыпала, океан пел ей свои тихие песни, нежно укачивая на своих волнах».

Денис Соколов размышляет и о современном восприятии мира, выискивая взаимосвязь между текстами древних мудрецов и нынешними научными открытиями: «Какими глазами мы на мир смотрим, таким его делаем… Стоит ли говорить, что изменяя свои взгляды на существующую действительность, мы изменяем самих себя? Думаю, вряд ли кто-то станет с этим спорить. Но вот если сказать, что смена наших взглядов и убеждений может изменить окружающий нас мир, это может вызвать массу вопросов и возражений. И все же великие мистики утверждали, что мысли человека способны изменять не только его самого, но реальную действительность, в которой он существует. Многочисленные научные эксперименты и исследования человеческих возможностей тоже подтверждают этот факт… Сегодня убедительно доказано, что все материальные объекты. Включая самого человека, есть не что иное, как сконцентрированные особым образом сгустки энергии. Другими словами, все вокруг – энергия и весь мир можно образно представить огромной энергетической паутиной, каждая ниточка которой связана в единое целое».


Margarita_Vassabi__Sverhu_donizu.jpg Маргарита Вассаби «Сверху донизу»

Стихи, написанные в классическом стиле, дают новую жизнь хорошо известным легендам, прежде всего обыгранной во множестве сказаний, драм и плутовских романов теме искушения. «Непредсказуем мир реальный, \ Даст фору выдумке любой: \ Вот для одних ты аморален, \ А для других почти святой». Но теперь эта вечная тема играет новыми красками. Действительно, легко ли в наш век всепобеждающего пиара решительно отказаться слушать злые голоса, которые нашептывают слова, пробуждающие и подпитывающие зависть? Тем более актерам, представителям такой зависимой от славы и лести профессии, как это происходит в поэтической пьесе, давшей название всей книге. И вот уже, кажется, не остается даже тени было счастливой любви двух творческих людей – он утвердился в мысли, что не получил подобающей благодарности за то, что когда-то возвысил до себя возлюбленную, а она, не понимая происходящего, - и действительно, попробуй пойми, с чего бы вдруг еще недавно нежного и любящего будто подменили - впадает в самую черную тоску. Но ни внезапно возникший режиссер, якобы готовый по достоинству оценить талант «обиженного», ни множество иных соблазнов не способны заменить истинного единения душ. Автор с неизменным мастерством разворачивает перед читателем и другие подобные сюжеты, в которых на фоне мирной, неторопливой жизни – «Вот книги в линию на полке \ В ряд корешками напоказ; \ Они от корки и до корки \ Дианой читаны не раз…» - кипят невероятные страсти.

В группу Новости Все обсуждения группы
30 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 10

По первому впечатлению - прочитал бы "Булочник и Весна" - вполне понимаю, как можно действительно любить печь хлеб, пусть даже без фанатизма. Ну и "Песню сердца" еще...

У Соколова, где про евангельские мотивы, цитаты интересные

Я Ключ читал, мотивы те же, что у Дэна Брауна, только лучше)) Не так прямолинейно. А как представил себе романс по вождей пролетарских, то сильно порадовался)) Вообще получается там сплошные переделки песен так что ли?

PalPalych, Выходит так! Лучше доказательство, что и впрямь было тогда - брат на брата... За рекомендацию насчет Ключа спасибо.

Спасибо, меня книга "Ключ" тоже заинтересовала из рецензии, а если она и вам понравилась, обязательно постараюсь прочитать. Мне мистика и конспирология нравятся

Anna_Marchenko, А реализм? Как же реализм? )) Нет, я прежде всего про хлебушек прочитать хочу))))

shan-ga, "Все реалистичные! Ох уж этот реализм! Чтоб его!.." (с)
Угадаете кто сказал?

Anna_Marchenko, Обижаете!))) "вы сожгли книги мистера По, даже не прочитав их..." Знаю и такое, как видите, и ценю. Но именно потому, что слово духовность затерто до полного неприличия, да и реализм немногим лучше - очень любопытно читать отважных авторов, таки берущихся писать про корни и почву))

Скучал.

Самое главное - стихи еще издают