Вручение 28 января 2016 г.

Премия "НОС-2015"

Жюри:
Константин Богомолов — председатель жюри, театральный режиссер
Николай Усков — историк, журналист, литератор
Анна Гор — искусствовед, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ
Дмитрий Споров — историк, руководитель фонда «Устная история»
Тимофей Дзядко — журналист, редактор «РБК»

Эксперты:
Татьяна Венедиктова – профессор, зав. кафедрой общей теории словесности
Ана Наринская – писатель, журналист,
Константин Богданов – филолог, фольклорист, семиотик, историк культуры

Страна: Россия Дата проведения: 28 января 2016 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Данила Зайцев 3.9
Автор книги - русский старообрядец-часовенный из Аргентины Данила Терентьевич Зайцев, родившийся в 1959 г. в Китае. Это долгое и увлекательное повествование о жизни старообрядцев, сопоставимое с семейной хроникой-романом, написанное живо, с юмором. Книга - произведение светское, но созданное человеком с религиозным сознанием, которое определяет жизненные сюжеты, отношение к событиям, людям, самому себе. В ПОВЕСТИ… отражена история многих старообрядческих родов, их бегства из большевистской России в Китай, а из "колхозного" Китая - в Южную Америку в 1959 г. События происходят в Китае, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Чили, Боливии, США, России. В центре повествования - жизнь автора и его семьи, с подробным рассказом о неудавшейся попытке переселения в Россию в 2008 г. Д.Зайцев пишет о непростых отношениях в общинах, связанных с внутриконфессиональными разногласиями между "синьцзянцами" и "харбинцами", приводящими порой к ссорам, недопониманию и личным трагедиям. Но главное в книге - рассказ о повседневной жизни русских людей, живущих по стародавним заветам, ради соблюдения которых они, как и положено верующим христианам, готовы переносить страдания, терпеть нищету и лишения. И еще: на русском диалектном языке, который во всей своей первозданной силе звучит в книге, и сегодня говорят староверы Южной Америки.
Александр Ильянен 4.2
Александр Ильянен – самый прозрачный и призрачный русский писатель. Его проза – это поэзия ускользания, перманентное перерождение умыслов и смыслов. Роман «Пенсия» (в названии которого спрятано слово песня) – это почти ежедневная фиксация на протяжении последних шести лет рефлексий и событий из жизни автора – встречи, поездки, болезни, случайные и всем знакомые имена, преходящие и переходящие из предыдущих текстов персонажи. На первый взгляд кажущаяся факультативность документируемого магическим образом обретает плоть и составляет саму суть бытийствования. Причем фиксируемые события лишены налета злободневности и актуальности, они как бы отстранены от времени – это ли не первые признаки идеального романа?
А. Нуне 3.7
Книга А. Нуне написана на основе подлинного дневника, который автор вела, когда работала в 2010-х годах в одном из хосписов Восточного Берлина. Освоившись на новой работе, она открывает, что может установить доверительные отношения с неизлечимо больными, казалось бы, бесконечно далекими от нее. Она стремится помочь умирающим и каждый день учится жить в присутствии близкой смерти. Пациенты один за другим уходят из жизни, однако нелегкий опыт сопереживания помогает героине лучше узнать себя и человека вообще.
А. Нуне (Нуне Барсегян) родилась в 1963 году в Армении. Закончила факультет психологии МГУ. С 1993 года живет в Берлине. Работала психологом в частной психиатрической клинике и в различных социальных учреждениях. Автор романа «После запятой» (М.: Новое литературное обозрение, 2001, шорт-лист Премии Андрея Белого).
Полина Барскова 4.2
Для окончательно свободного и окончательно одинокого "экзистенциального" человека прощение - трудная работа. Трудная не только потому, что допускает лишь одну форму ответственности - перед самим собой, но и потому, что нередко оборачивается виной "прощателя". Эта вина становится единственной, пусть и мучительной основой его существования, источником почти невозможных слов о том, что прощение - и беда, и прельщение, и безумие, и наказание тела, и ложь, и правда, и преступление, и непрощение, в конце концов. Движимая трудной работой прощения проза Полины Барсковой доказывает этими почти невозможными словами, что прощение может быть претворено в последнюю доступную для "экзистенциального" человека форму искусства - искусства смотреть на людей в страшный исторический мелкоскоп и видеть их в огромном, спасающем приближении.
Татьяна Богатырева 4.8
Осознание смерти, своей смертности к каждому приходит по-разному. И в разное время. Собственно, это понимание меняет оптику, восприятие окружающего мира, людей, явления, собственные переживания. С этого начинается история Я. Об этом и пишет Татьяна Богатырева: «Марианская впадина приходит ко мне впервые, когда иду по улице домой. Мы идём, я и мама, она держит меня за руку, я держу её одной рукой, второй рукой я держу мороженное, двумя пальцами, я не хочу, чтобы оно таяло, я хочу донести его до дома и съесть его там, в безопасности, это то, о чём я думаю, пока мы идём, весна, потому что цвет зелени ещё мягкий, он не стал ярким, и есть солнце, и мороженное в руке, и мама. Мне четыре года, или пять лет, мы идём и вдруг я понимаю, что когда-нибудь мама умрёт. Я понимаю, что мама умрет раньше меня. Я понимаю, что мама умрет, а я останусь здесь. Это то, о чём я думаю». Эта эмоция и есть самое главное. Просто потому, что действительность, привычная жизнь перестает быть просто существованием в контексте этого важнейшего осознания. Как жить с постоянным чувством близости (или неотвратимости) Марианской впадины, грозящего всем небытия.
Мария Голованивская 3.9
Революционерка, полюбившая тирана, блистательный узбекский князь и мажор-кокаинист, сестра милосердия, отвергающая богача, царедворцы и диссиденты, боги и люди, говорящие цветы и птицы... Сорок две новеллы, более сотни персонажей и десятки сюжетных линий - все это читатель найдет в новом увлекательнейшем романе Марии Голованивской ПАНГЕЯ. Это "собранье пестрых глав" может быть прочитано как фантазийная история отечества, а может и как антиутопия о судьбах огромного пространства, очень похожего на Россию, где так же, как и в России, по утверждению автора, случаются чудеса. Но прежде всего это книга страстей - любовных, семейных, дворцовых, земных и небесных, хроника эпических и волшебных потрясений, составляющих главную ткань русской жизни. И конечно же, это роман о русской революции, которая никогда не кончается.
Гузель Яхина 4.4
Роман «Зулейха открывает глаза» начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь.
Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.
Всем раскулаченным и переселенным посвящается.
Александр Иличевский 3.6
Его новая книга эссе «Справа налево» — о вкусах и запахах чужих стран и путешествий (Армения и Латинская Америка, Каталония и США, Израиль и Германия), о слухе: литературе (Толстой и Достоевский, Платонов и Кафка, Бабель и Чехов) и музыке (от Моцарта и Марии Юдиной до Rolling Stones и Led Zeppelin), обо всём увиденном, что навсегда осталось на сетчатке и отпечаталось в «шестом чувстве» — памяти…
Платон Беседин 0.0
«Учитель» – новое призведение одного из самых ярких писателей Крыма Платона Беседина, серьезная заявка на большой украинский роман, первое литературное исследование независимой Украины от краха СССР до Евромайдана. Двадцать три года, десятки городов, множество судеб, панорама жизни страны, героя на фоне масштабных перемен.
Вадим Левенталь 2.8
Мало написать «люблю», чтобы читатель понял — герой полюбил, и мало написать «ужас», чтобы у нас по спине рассыпались мурашки. Автор «Комнаты страха» умеет сделать так, чтобы его словам поверили.

Сборник малой прозы Вадима Левенталя, блестяще дебютировавшего романом «Маша Регина», открывает новые грани его дарования — перед нами сочинитель таинственных историй, в которых миражи переплетаются с реальностью, а предметы обнажают скрытый в них огонь.

Городской нуар и готическая новелла — вот жанры, которым на этот раз отдает дань финалист премии «Большая книга» Вадим Левенталь. Завершает книгу киноповесть «Доля ангелов», скупо, с ледяным лаконизмом рассказывающая о страшных днях Ленинградской блокады.
Алексей Цветков 4.3
Новая книга Алексея Цветкова - об импульсах коммунизма, пронизывающих массовую и элитарную культуру, протестную политику, повседневность, частную жизнь каждого человека.
Игорь Лёвшин 3.3
В книге Игоря Лёвшина "Петруша и комар" эксперименты с языком то и дело совмещаются с точными описаниями неприукрашенной реальности, брутальность – с интеллектуальными задачками. Герои – московские забулдыги и академики преклонных лет, русские иммигранты в Швеции и домашние животные.
Первая книга прозы "ЖИР Игоря Лёвшина" вышла в 1995-м году в серии "Классики XXI века" (М.: ЛИА Р.Элинина, 1995). Его тексты появлялись в громких сборниках того времени: "Третья модернизация", "Видимость нас", рассказы печатались в журналах "Эпсилон-салон" (Москва), "Мулета" (Москва-Париж), "Черновик" (Нью-Йорк).
Максим Гуреев 0.0
Женя проснулся оттого, что ему показалось — кто-то гладит его по лицу. Наверное, мама. Открыл глаза, но в комнате никого не было.

За стеной гости пели пьяными голосами. Выцветшими голосами. Старухи выли. Они не прекращали выть с тех пор, как вернулись с кладбища,— сначала от голода, потом от обиды, а теперь у них пучило животы.

Женя вышел в коридор — тут было темно, на ящике у двери спал отец Мелхиседек Павлов, его еще называли просто — отец Павлов, как отец Павел-Савл. Он развалил обросшие глиной гигантские кирзовые сапоги, ведь старательно же отслужил погребальный чин, совершенно вымок под дождем, замерз и проголодался изрядно — вот его теперь и сморило.
Андрей Бычков 4.3
Любовь Вальдемара и Василисы трагична: они – родственники, и по законам морали не могут быть вместе. Но это в реальности. А в метафизическом пространстве возможно все! Вальдемар строит великую и всемогущую Машину Любви, чтобы с ее помощью изменить мир…
Самый дерзкий и провокационный роман десятилетия!
Андрей Аствацатуров 3.8
Андрей Аствацатуров — автор романов ""Люди в голом"" и ""Скунскамера"". Лауреат премий ""НОС"", ""ТОП-50. Знаменитые люди Санкт-Петербурга"", финалист премии ""Национальный бестселлер"". Новая книга ""Осень в карманах"" — это истории из жизни обаятельного и комичного интеллигента в четвертом поколении. Книга открывается веселыми анекдотами, немного грустными сценами детства, но затем неожиданно погружает читателя в ритмичный мир современного города с его суетой и страстями. Здесь, на фоне декораций Санкт-Петербурга и Парижа, в университетских аудиториях, в лабиринтах улиц, в кафе и гостиницах среди нелепостей повседневной жизни городскому невротику в очках доведется пережить любовную драму, которая изменит его жизнь.
Павел Нерлер 3.9
Новая книга Павла Нерлера - реконструкция последних полутора лет жизни О.Э. Мандельштама: от возвращения в середине мая 1937 года из воронежской ссылки в Москву (точнее, в стокилометровую зону вокруг нее) и до смерти поэта в пересыльном лагере под Владивостоком.
27 декабря 1938 года. Но и в лагере поэт был не один, а в массе других заключенных, или, как он сам выразился, "с гурьбой и гуртом". Автор собрал по крупицам сведения и о тех, кто окружал поэта в эшелон и в лагере, и кто являл собой тот своеобразный гулаговский социум, в котором протекли последние недели жизни поэта. В разделе "Мифотворцы и мистификаторы" собраны различные отголоски лагерной жизни и смерти поэта, звучащие в прозе Варлама Шаламова, стихах Юрия Домбровского, песне про товарища Сталина и других, а в разделе "Следопыты" показана история поиска Надеждой Мандельштам и другими энтузиастами сведений о тюремно-лагерном - завершающем - этапе жизни Осипа Мандельштама.
В приложениях публикуются полный именной список "мандельштамовского эшелона" и рассказ о непростой истории первого в мире памятника поэту, созданного в 1985 году и впервые установленного в 1998 году во Владивостоке.
Роман Сенчин 4.2
В новом романе Сенчина ""Зона затопления"" жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с ""Прощанием с Матерой"", посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди ""зоны"" – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии… «Трагедия насильственного переселения с обжитых сибирских земель в депрессивные мелкие городишки сопоставима только с последствиями библейского потопа…» - Ольга Кургина, Красноярск «Проза Сенчина - мощный электрический разряд для сердца, которое вот-вот должно остановиться». - Андрей Рудалев, НГ-EXLIBRIS
Макс Неволошин 4.3
Макс Неволошин. В далёком прошлом – учитель средней школы. После защиты кандидатской диссертации по психологии занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью в России, Новой Зеландии и Австралии. С 2003 года живёт и работает в Сиднее. В книгу включены рассказы о необдуманных обстоятельствах жизни автора, его родственников, друзей и прочих граждан вышеназванных государств.

Приз читательских симпатий

Екатерина Марголис 4.5
В автобиографической книге Екатерины Марголис «Следы на воде» Венеция выходит за пределы своих границ:трещины на ее стенах становятся переплетением человеческих судеб; ее мосты соединяют землю и небо, тотсвет и этот; кружа по ее улицам, можно забрести в церковь, где одновременно служат две литургии — католическую и православную; лагуна незаметно переходит в заснеженное поле; воздуш ные шарики в руках детей у базилики Санта-Мария-делла-Салюте превращаются в надутые перчатки-«ежики» на постели мальчика Лёвы,умирающего от рака в московской больнице. Повествование движется любовью — страстью и состраданием,верностью и верой, счастьем присутствия и памятью утраты, покаянием и прощением, откровением красоты и красотой Откровения.