Вручение 1992 г.

Жюри:
Алла Латынина, критик – председатель
Джон Бейли, литературовед (Оксфорд)
Андрей Битов, прозаик, поэт
Элленден Проффер, издатель (Анн Арбор)
Андрей Синявский, прозаик (Париж)

Страна: Россия Дата проведения: 1992 г.

Русский Букер

Лауреат
Марк Харитонов 3.7
Завершающий роман трилогии «Провинциальная философия», писался в 1980-85 гг., однако публикация стала возможна лишь после перестройки, сначала в сокращенном журнальном варианте («Дружба народов», 1992, № 1-2). В том же году роман был удостоен первой в России Букеровской премии.
Фридрих Горенштейн 4.0
В настоящем издании представлен роман Фридриха Горенштейна «Место» — произведение, величайшее по масштабу и силе таланта, но долгое время незаслуженно остававшееся без читательского внимания, как, впрочем, и другие повести и романы Горенштейна. Писатель и киносценарист («Солярис», «Раба любви»), чье творчество без преувеличения можно назвать одним из вершинных явлений в прозе ХХ века, Горенштейн эмигрировал в 1980 году из СССР, будучи автором одной-единственной публикации — рассказа «Дом с башенкой». При этом его друзья, такие как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Юрий Трифонов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Лазарь Лазарев, Борис Хазанов и Бенедикт Сарнов, были убеждены в гениальности писателя, о чем упоминал, в частности, Андрей Тарковский в своем дневнике. Современного искушенного читателя не удивишь волнующими поворотами сюжета и драматичностью описываемых событий (хотя и это в романе есть), но предлагаемый Горенштейном сплав быта, идеологии и психологии, советская история в ее социальном и метафизическом аспектах, сокровенные переживания героя в сочетании с ужасами народной стихии и мудрыми размышлениями о природе человека позволяют отнести «Место» к лучшим романам русской литературы. Герой Горенштейна, молодой человек пятидесятых годов Гоша Цвибышев, во многом близок героям Достоевского — «подпольному человеку», Аркадию Долгорукому из «Подростка», Раскольникову… Мечтающий о достойной жизни, но не имеющий даже койко-места в общежитии, Цвибышев пытается самоутверждаться и бунтовать — и, кажется, после ХХ съезда и реабилитации погибшего отца такая возможность для него открывается…
Александр Иванченко 3.7
Философская мелодрама. Один из лучших русских романов девяностых. Ксерокс журнальной публикации "Монограммы" тысячами копий расходился в буддистских тусовках. Изысканные медитации перемежаются жестокими сценами отечественной истории и душещипательными подробностями из жизни провинциальной библиотекарши.
Людмила Петрушевская 3.8
В сборник Людмилы Петрушевской вошли ее новые рассказы и повести, а также уже известные читателям произведения. Герои Петрушевской - люди, с которыми мы встречаемся на работе, ездим в метро, живем в одном подъезде. Каждый из них - целый мир, умещающийся водин рассказ, и потому каждый такой рассказ содержит драматический и эмоциональный заряд целого романа. Людмила Петрушевская - самое традиционное и самое современное явление в нашей нынешней словесности. Она традиционна до архаики и современна до шока. Вечное и сиюминутное связаны в ее творчестве, как корень и листья.
Владимир Сорокин 3.3
“Сердца четырех” — напряженный, кровавый и на первый взгляд совершенно абсурдный квест четырех героев, последовательно движущихся к загадочной, одной им понятной цели. Оставляя позади себя человеческие трупы, зловещая четверка словно совершает символический акт прощания с советским, попутно разрушая кино-литературные клише, привычные идеологемы и традиции.Как всегда у Сорокина, каждая сцена выстраивается для того, чтобы быть взорванной с особой жестокостью — будь то производственное совещание, будни министерства, новогодний семейный вечер или пассажирский поезд с веселой проводницей, мчащийся сквозь снега на восток необъятной родины. Захватывающий финал романа происходит в заснеженном, мертвом сибирском городе, двадцать семь лет назад пережившем свой “чернобыль” и навсегда покинутом людьми. Там Ребров, Ольга, Штаубе и Сережа, прошедшие сквозь страдания и преступления, наконец обретут загадочное и заветное.
Написанный в год обрушения СССР, роман подводит черту под соцартовским периодом в творчестве автора.