САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Жили-были три женщины…

«Сплетение» — французский поп-бестселлер о сильных женщинах

Текст: Людмила Прохорова

Обложка книги предоставлена издательством

Коломбани_Сплетение
Летиция Коломбани. Сплетение. Пер. с фр. С. Васильевой. — М.: Эксмо, 2018. — 256 с.

Француженка Летиция Коломбани в своем новом романе "Сплетение" заплетает косу: в прямом и переносном смысле. Равномерно переплетаются между собой три "пряди", три сюжетные линии — неприкасаемой индианки Смиты, молодой сицилийки Джулии и успешной канадки Сары. Всех этих женщин объединяет сила духа, решимость бросить вызов судьбе, чувство собственного достоинства... и самая настоящая женская коса. Да, именно волосы в конечном счете связывают между собой героинь и три континента. 

Пожалуй, успех этой книги — "самого читаемого романа года во Франции по рейтингу книжного сайта Babelio", как уверяют нас издатели, — объясняется ее простотой. Она незамысловато написана, понятно и без каких-либо экспериментов с формой, апеллирует к естественным человеческим потребностям — стремлению к счастью и добру, вере в то, что жизнь действительно можно изменить, если очень захотеть. Per aspera ad astra - лейтмотив всех трех историй. Смита, "чья профессия по-английски называется scavenger" ("чистильщик"), с шести лет собирает чужие нечистоты, потому что в деревне, где она живет, просто-напросто нет туалетов. Это ее дхарма, "ее место в этом мире". Ее мать убирала экскременты, их убирает она, и ее дочери уготована та же судьба. Ей остается только смириться с этим. Но если свое безрадостное будущее Смита еще готова принять, то такого же будущего для дочери она не хочет. Без денег и уверенности в том, что ее предприятие увенчается успехом, она оставляет доброго мужа-крысолова (на редкость доброго для Индии) и уезжает из деревни в надежде обосноваться в месте, где у ее дочери будет шанс получить образование, вырасти в успешную женщину и даже — чудо из чудес — завести собственный автомобиль...

У двадцатилетней итальянки Джулии тоже есть своя "дхарма": вот уже сотню лет их семья занимается одним делом — каскатурой (это "древний сицилийский обычай сохранять выпавшие или отрезанные волосы"; что любопытно, слово это почему-то не гуглится — но, очевидно, происходит от глагола cascare — «падать»). Проще говоря, семейство Ланфреди изготавливает парики. После несчастного случая, произошедшего с ее отцом, Джулии приходится взять в свои руки управление семейным делом, и тут внезапно оказывается, что дело это прогорело, они разорены. На помощь отчаявшейся Джулии приходит ее индийский возлюбленный. Он хоть и не раджа-меценат, готовый вложиться в гибнущую мануфактуру материально, зато у него есть идея, которая позволит поднять со дна каскатурную "Косту Конкордию". Правда, бороться за эту идею всё равно необходимо самой Джулии.

Сара Коэн — блестящий адвокат из Монреаля, неутомимая карьеристка, своим примером доказавшая, что и женщине под силу преодолеть "стеклянный потолок" и ни в чем не уступать мужчинам. Только вот все ее успехи оборачиваются ничем, когда врачи ставят ей диагноз "рак". Вдруг оказывается, что то, на что Сара положила всю свою жизнь — песок, который стремительно утекает сквозь пальцы, стоило только ее рукам немного ослабнуть. Соболезнования коллег лицемерны, а незаменимых нет. Даже если она сама не собирается сходить с дистанции, то за нее уже все решили.


Больна — значит дисквалифицирована. И бороться ей теперь надо не только с болезнью, но и с дискриминацией. 


Удивительное дело: аннотация к книге полностью совпадает с ее содержанием. Никаких обманутых ожиданий. От первой до последней страницы — всё ровно то, что и заявлено. Но, увы, ничего больше. Роман Коломбани действительно посвящен женщинам. И женщинам сильным. Но ждать появления совсем уж отъявленных wonder women не стоит. Нет в этой книге каких-то разрывающих шаблон типажей, удивительных откровений или особо модных нынче феминистских лозунгов. Это кинематографичный — не зря же автор еще и режиссер — роман, который читается буквально за сутки. Легкое и жизнеутверждающее чтиво с предсказуемым хеппи-эндом. Нет, конечно, в конце из земли не бьет золотой фонтан, далиты не становятся брахманами, а какой-нибудь канадский ученый не находит волшебный эликсир от онкологического заболевания, но все же к последним страницам читатель подходит с твердой уверенностью, что все будет хорошо. Титры идут, звучит веселая музыка, и лысые индианки, принесшие свои волосы в дар Вишну, в разноцветных сари пускаются в пляс. Банально, сладко... Но жизнь продолжается. И разве это плохо?

ЕЩЕ 5 КНИГ О СИЛЬНЫХ ЖЕНЩИНАХ:

Зулейха_открывает_глаза
Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза»

Дебютный роман московско-казанской писательницы, получивший в 2015 году «Большую книгу» и «Ясную Поляну».

Мария Шарапова Неудержимая. Моя жизнь
Мария Шарапова. «Неудержимая. Моя жизнь» (Пер. с англ. А. Петухова)

Автобиография знаменитой теннисистки, ставшая спортивным бестселлером по версии издания The New York Times.

Павел-Басинский-Дневник-Лизы-Дьяконовой-фото
Павел Басинский. «Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой»

Новая книга писателя и журналиста, лауреата премии «Большая книга» Павла Басинского о «первой русской феминистке», погибшей при загадочных обстоятельствах.

Американха
Чимаманда Нгози Адичи. «Американха» (Пер. с англ. Ш. Мартыновой)

Третий роман нигерийской писательницы о том, как человеку «третьего мира» не потерять себя в «мире первом».

Анна Старобинец. «Посмотри на него»

Первая и единственная пока документальная книга Анны Старобинец, в которой она предельно честно рассказывает о произошедшей с ней трагедии — потере нерожденного ребенка.