19 июня 2019 г., 11:04

2K

Паранормальное нормальное. Ученые, которые в это верили, и адепты спиритизма, которые ученых в этом убеждали

12 понравилось 1 комментарий 2 добавить в избранное

Автор: Мэтт Томпкинз (Matt Tompkins)

Во второй половине 19-го века, пока так называемые спириты и иллюзионисты ожесточенно спорили о природе паранормальных явлений, ученые пытались найти методы объективного исследования таких вопросов, как возможность передачи мыслей на расстоянии, жизнь после смерти или проявления физических феноменов вроде призраков и аппорта (т.е. материальных объектов, внезапно возникающих или перемещающихся во время спиритического сеанса или полтергейста). Однако выступить единым фронтом скептиков, вооруженных знаниями, деятели науки, изучавшие сверхъестественное, оказались не в состоянии: слишком полярными были их взгляды на проблему. К тому же, ученые-натуралисты, хотя и считали себя специалистами в эмпирическом наблюдении за окружающим миром, часто оказывались неготовыми к сложностям наблюдения за людьми.

Для лучшего понимания, как спиритизм смог настолько заворожить ученых, что некоторые из них становились легкой жертвой манипуляций медиумов-шарлатанов, стоит учитывать бурное развитие науки и техники на рубеже 19-го и 20-го веков. Исследователи то и дело открывали невидимые глазу физические явления, существование которых раньше невозможно было даже вообразить. Ведь признало же научное сообщество пользу изучения радиации и электромагнетизма, так почему же, как заявляли некоторые, не уделить внимание «спиритической телеграфии» в лице все множащегося числа медиумов, подобных сестрам Фокс.

Новаторские исследования физика Оливера Лоджа оказали огромное влияние на развитие беспроводной связи. При этом сам сэр Лодж был ревностным приверженцем спиритизма, считавшим, что именно с помощью медиумов он смог неоднократно общаться со своим умершим сыном Реймондом. В автобиографии физика, опубликованной в 1931 году, можно обнаружить потрясающие свидетельства его уверенности в параллельном существовании научного и мистического, с проявлениями чего он сталкивался в течение всей жизни. Лодж вспоминал, как однажды шел по лондонским улицам: «Внезапно мне будто стали открываться таинства вселенной, затмившие собой все обычные, материальные вещи вокруг. Площади, трамвайные пути, дома, телеги, люди начали казаться нереальными, фантомными видениями, заслоняющими собой потустороннюю реальность, которая все равно проглядывала сквозь них».

картинка Rosabella
Иллюзионист Уильям С. Марриотт на заднем плане делает вид, что наблюдает за появлением женщины-призрака с цветами и «духом птицы» в руках. Это один из многих слайдов для проектора типа «волшебный фонарь», который показывал на своих лекциях исследователь паранормального Гарри Прайс в качестве примера методов и оборудования, используемых медиумами-шарлатанами.
Фотография из книги «The Spectacle of Illusion» издательства D.A.P. предоставлена библиотекой the Wellcome Library, Лондон.


В 1894 году в лондонском Королевском институте Лодж раскрыл новый метод доказательства существования электромагнитных волн. Перед толпой ученых с помощью простого эксперимента он продемонстрировал, что может без проводов передать электрический сигнал с одного конца аудитории в другой: Ложд вызывал в передатчике искру, появление которой с громким, похожим на выстрел звуком регистрировал приемник. Для физика это был всего лишь удобный способ показать принцип действия «волн Герца». Это уже итальянский изобретатель Гульельмо Маркони распознал и обратил в свою пользу огромный коммерческий потенциал прибора Лоджа в области беспроводной связи.

Мария Склодовская-Кюри, польский и французский химик, продолжив работу своего умершего мужа Пьера Кюри, также уделила время исследованию способностей медиума Евзапии Палладино. Пьер Кюри полагал, что феномен этой женщины может иметь отношение к другому невидимому и загадочному явлению – радиоактивности.

Натуралист Альфред Рассел Уоллес (1823 – 1913 гг.) оказался особенно неоднозначной фигурой в том, что касается изучения паранормального. Уоллес получил признание как соавтор Чарльза Дарвина в открытии процесса естественного отбора. Он методично, наперекор ученым-консерваторам продвигал и защищал теорию эволюции. Однако, в 1876 году Уоллес пригласил физика Уильяма Флетчера Барретта (1844 – 1925 гг.) сделать доклад на тему чтения мыслей перед членами Британской ассоциации содействия развитию науки, и тем самым ввязался в острые разногласия. В конце концов он даже стал утверждать, что не только спиритизм – это вполне допустимый вопрос для научных трудов, – но и что реальность паранормальных явлений неоспорима. Эти заявления делались со ссылкой на большое количество свидетельств, которые считались Уоллисом достоверными. Также ученый выступал на судебных заседаниях как эксперт в защиту медиумов, обвиняемых в мошенничестве. Все это втягивало его в конфликт с скептично настроенными иллюзионистами, такими как Джон Невил Маскелайн, и даже с самим Дарвином, который выступал категорически против спиритизма.

Карьерный путь Уоллеса в науке вообще пестрил противоречиями. В добавок к открытой поддержке как спиритизма, так и теории эволюции, он также вступал в публичные споры с членами Общества плоской Земли и агитировал против обязательной вакцинации.

Физик Барретт станет сооснователем новой научной организации по изучению паранормальных явлений – Общества психических исследований (ОПИ). ОПИ и его последующий заокеанский аналог, Американское общество психических исследований, могли с гордостью именовать среди своих членов многих видных ученых и интеллектуалов, включая математика и писателя Чарльза Доджсона (Льюиса Кэрролла), основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, американского сатирика Марка Твена, а также первых выдающихся американских психологов, таких как Джозеф Джастроу (1863 – 1944 гг.), Грэнвилл Стэнли Холл (1846 – 1924 гг.) и Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.). Основной задачей ОПИ стало признание правомерности научных исследований паранормальных явлений.

картинка Rosabella
На фотографии 1866 года немецкий иллюзионист Джекоби-Хармс (Ханс Иоахим Якоб Хармс) изображает потрясение при виде летающих музыкальных инструментов.
Фотография из книги «The Spectacle of Illusion» издательства D.A.P. предоставлена библиотекой the Wellcome Library, Лондон.


Спириты пользовались солидной репутацией сочувствующих им деятелей науки и культуры, чтобы узаконить свою доктрину, а также стремились увязать новые технические достижения с паранормальными феноменами. Артур Конан Дойл, рассуждая о таких медиумах, как сестры Фокс и Дэниел Даглас Хьюм, уверял, что любой медиум это «одновременно телеграфный аппарат и телеграфист», способный получать и отправлять послания из материального мира живых и нематериального мира мертвых.

Вместе с этим последователи спиритизма заявляли, что научные исследования никогда не смогут исключить вероятность существования сверхъестественных сил. Французский астроном и исследователь паранормального Камиль Николя Фламмарион (1842 – 1925 гг.) предложил особо колоритное утверждение на этот счет. По его словам, есть возможность, что не только «духи умерших остаются на земле, бродят туда сюда и общаются с людьми», но и другие «невидимые существа, уже не принадлежащие к человеческому роду, – гномы, эльфы и хобгоблины, – окружают нас». Наука, как делает вывод Фламмарион, не имеет абсолютно никакого права отвергать подобные идеи.

В США одним из ведущих поборников паранормальных исследований в духе ОПИ стал философ Уильям Джеймс, ныне считающийся отцом-основателем американской психологии. Своим самым известный трудом, «Принципы психологии», вышедшем в 1890 году, он также способствовал превращению психологии в общепризнанную научную дисциплину.

картинка Rosabella
На фотографии из коллекции иллюзиониста Уильями Марриотта девочка управляет дощечкой для спиритических сеансов. Спириты заявляли, что рукой медиума водят некие таинственные внешние силы, в результате чего появляются послания. Психологи же первой волны доказывали, что эти внешние силы – разум самого медиума, вызывающий непроизвольные движения мышц его рук.
Фотография из книги «The Spectacle of Illusion» издательства D.A.P. предоставлена библиотекой the Wellcome Library, Лондон.


Это работа входит в обязательную программу современного курса экспериментальной психологии. Однако многие современники Джеймса даже не знали, что он неуклонно поддерживал и парапсихологические исследования. Он не только был основоположником факультета психологии Гарвардского университета, но также являлся президентом Американского общества психических исследований (АОПИ). Джеймс утверждал, что лично нашел по крайней мере одного подлинного медиума – женщину из Бостона по имени Леонора Пайпер (1857 – 1950 гг.). В своем выступлении перед членами АОПИ он высказал мысль, что если имеется хоть один настоящий медиум, значит, нельзя отрицать возможность существования души человека после его смерти: «Чтобы опровергнуть утверждение, что все вороны черные, не нужно доказывать, что все вороны – не черные. Просто докажите, что есть одна белая ворона». Именно такой белой вороной Уильям Джеймс и объявил Леонору Пайпер.

По утверждениям Леоноры, она могла входить в особое трансовое состояние, в котором получала послания от «духов-проводников», среди которых был некий французский врач по фамилии «Финюи». Сторонники дамы-медиума верили в то, что, когда она находилась в трансе, «духи-проводники» управляли ее голосом либо рукой для передачи посланий. В этом состоянии Пайпер называла себя «Аппаратом», и желающим пообщаться с духами нужно было поднести ее ладонь к своим губам и так говорить, будто в телефонную трубку. Медиум иногда приказывала говорить громче, как при плохой связи на дальних расстояниях.

картинка Rosabella
Еще одна фотография из архива Гарри Прайса. На ней показан реквизит, используемый нечестными медиумами на сеансах, – маски, парики, марля для имитации эктоплазмы. При свете эти вещи выглядят неубедительно, но в темной комнате при эмоционально напряженной обстановке они могут производить сильное впечатление.
Фотография из книги «The Spectacle of Illusion» издательства D.A.P. предоставлена библиотекой the Wellcome Library, Лондон.


Леонора Пайпер стала излюбленным объектом для исследователей паранормального как в США, так и в Англии. Сотни ее сеансов запечатлены на тысячах страниц расшифровок. В некоторых случаях исследователи не расставались с медиумом даже после своей смерти. Так вышло с Ричардом Ходжсоном (1855 – 1905 гг.), который присутствовал на множестве сеансов у Леоноры. Когда он умер, медиум стала утверждать, что говорит голосом его духа. Однако после тщательной проверки психологи Эми Тэннер (1870 – 1956 гг.) и Грэнвилл Стэнли Холл заключили, что «если что-то и напоминало Ходжсона, то только отдельные моменты. Вообще все было как-то невероятно глупо; очевидные вещи забывались или перевирались».

Сеансы Леоноры Пайпер еще интересны были тем, что на них отсутствовали материальные проявления потустороннего мира. Тем не менее, скептики считали, что она пользовалась трюками, и предлагали разные объяснения тому, как у медиума получалось выдавать точную информацию. Например, фокусник Мартин Гарднер (1914 – 2010 гг.) считал, что впечатление того, что она обладает сверхъестественными знаниями, создавалось за счет техник, которые в кругу иллюзионистов называют «холодным» и «горячим» чтением. «Холодное чтение» используется в тех случаях, когда выступающий перед зрителями не знает ничего о них, только применяет определенный набор риторических уловок, чтобы замаскировать диалог с наводящими вопросами под монолог: он делает расплывчатые утверждения, которые можно трактовать по-разному, или «отзеркаливает» то, что уже раньше слышал от зрителей. Также и медиум может начать с заявления о том, что чувствует, будто пришедшего на сеанс недавно постигла утрата (это практически беспроигрышный вариант, ведь на сеансы чаще всего приходят именно такие люди), на что, вероятно, получит ответ о только что скончавшейся, допустим, матери. Потом медиум уверенно скажет: «Да, я определенно ощущаю присутствие вашей родительницы».

В описании подобные приемы кажутся банальными, но в волнительной атмосфере, когда у пришедшего на сеанс есть сильная мотивация, допустим, он надеется найти подтверждение теории о жизни после смерти или ищет утешение после смерти родственника, «холодное чтение» оказывается мощным инструментом в арсенале медиума.

«Горячее чтение» подразумевает, что выступающий тайно смог заранее собрать определенные сведения о зрителях, а на встрече он выдает их за якобы полученные сверхъестественным образом. Профессиональные медиумы-современники Леоноры Пайпер хранили у себя досье на участников сеансов с ключевой информацией о них и их близких (такой, как имена и возраст умерших членов семьи). Медиумы-шарлатаны делились этими записями, называемыми «голубыми книгами», между собой, и поэтому информация, полученная от клиента на одном сеансе, могла быть «напророчена» ему же уже на другом сеансе и другим медиумом, с которым он ранее не был знаком. В наши дни иллюзионисты и разного рода ясновидящие используют социальные сети, чтобы узнать подноготную своих клиентов.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
12 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 1

Спасибо за перевод.
Но сама статья - верх глупости.
То есть журналист признаёт ум учёного, когда тот говорит то, во что верит журналист, но отрицает в тот момент, когда учёный признаёт то, во что журналист не верит.
Вся наука двадцатого, а теперь уже и двадцать первого века, зиждется на верю-не верю, что является признаком мракобесия. Научный метод познания должен говорить, что, мол, "было разоблачено столько-то шарлатанов, явление спиритизма не доказано, хотя такие-то и такие-то являлись сторонниками". Когда журналист скатывается в тон "Ой, такой дурак, что поверил" - это эмоциональная манипуляция, рассчитанная на неустойчивых читателей.