Susan Sontag
Отзывы о произведении Regarding the Pain of Others
13 июля 2024 г. 16:10
136
5 Иди и смотри. Стой и анализируй.
Зачем мы смотрим на чужие страдания? Для чего существуют выставки фотографий с изувеченным телами и полями битв? Эмоции? Политика? «А раньше было лучше». Было? Естественен для человека мир или война? И многие-многие другие темы, после которых хочется схватиться за голову и кричать: от ужаса, а может осознания.
При этом автор весьма лаконично и бесстрастно продает информацию. Просто те направления, что она исследует тяжелые сами по себе. При всем многообразии поселившихся в голове после прочтения измышлений главный вопрос зацепил меня сильнее всего.
Зачем мы смотрим на чужие страдания?
Есть удовлетворение от того, что ты способен смотреть без содрогания. Есть удовольствие в содрогании.
Призыв к миру. Призыв к мести. Или постоянно усиливаемое фотографиями ошеломление от того, что в мире…
16 мая 2024 г. 08:57
184
5 Смотреть или не смотреть
Смотрим на чужие страдания - эссе Сьюзен Сонтаг об истории военной фотографии и ее месте в современной информационной повестке. Книга будет полезна всем, кто интересуется пересечением средств массовой информации, культуры и этики, ведь она о том, как менялось восприятие изображений чужих страданий, боли и ужаса с течением времени, как это стало неотъемлемой частью новостной ленты, как это на нас влияет и какие существуют формы этого влияния.
Сьюзен говорит четко, прямолинейно и вступает в такой интертекстуальный диалог с Вирджинией Вулф и ее работой "Три гинеи" . Здесь она находит пространство для размышлений и раскрывает диалектику фотографии, ее двойственную сущность.
Фотографии, утверждает Вулф, «не аргумент, они просто голая констатация факта, адресованная глазу». На…
1 марта 2024 г. 02:02
143
5
Сьюзен Сонтаг рассматривает изображение как свидетельство бедствия. В попытке разобрать родословную интереса к телу, испытывающему боль, она обнаружила, что сюжеты страданий по причине божественного и человеческого гнева перевешивают любые естественные варианты. «Может быть, смотреть на изображение предельных мук имеют право только те, кто способен их как-то облегчить...? Мы же, остальные — вуайёры, хотим мы это признать или нет».
В эпоху медия хотелось бы верить, что свидетельства страданий должны вызвать в человеке новый уровень отзывчивости. Только как установить норму ужасов, что бы избежать чувства ежевечерней банальности? «Сострадание, которое нагружается без конца, немеет».
11 декабря 2021 г. 08:47
980
5 "Есть удовлетворение оттого, что способен смотреть без содрогания. Есть удовольствие в содрогании"
В этом эссе Сонтаг вступает в своеобразный диалог с Вирджинией Вулф и её книгой "Три гинеи". Она расширяет размышления писательницы об истоках войн и силе военной фотографии, задаваясь вопросами, что именно демонстрируют подобные снимки, как и для кого.
Фотографии зверств могут вызвать противоположные реакции. Призыв к миру. Призыв к мести. Или просто ошеломление оттого, что в мире непрерывно творятся ужасные вещи.
История военной фотографии началась с Крымской войны: британское правительство, чтобы как-то смягчить тревожные сообщения в газетах, предложило Роджеру Фентону, известному фотографу, "создать более благоприятное впечатление о непопулярной войне." Поначалу войну демонстрировали как "чинную мужскую вылазку на лоно природы": тихие пасторальные картинки, прославление жертвенности…
22 ноября 2018 г. 02:39
832
4
Самые долгие сто страниц этого года, точно. И дело не в эссе, книга очень даже. А вот это, как раз, включается момент защиты и абстрагирования. Как пишет Сонтаг, мы привыкаем смотреть на фото и видео с мучениями, стараемся не замечать их и "отключать внимание и мозг". Ровно тоже самое происходит с этим текстом и со мной. Даже читать, а не смотреть на такие фотографии, размышлять о них, мучительно тяжело. А если хочется освежить память примерами... примеры крайне соответствуют названию книги. тяжёлый текст, но полезный. Сложно об этом думать , но я посчитала нужным.
Кстати, что с вёрсткой? Выравнивание текста сделано по левому столбцу, а не единым блоком.
16 января 2017 г. 23:49
710
4
Хорошая, лучше чем "Болезнь как метафора". Хотя та тоже хороша (но здесь лучше перевод, может быть, поэтому). Всегда относилась к Зонтаг с каким-то, что ли, предубеждением - а, видимо, зря. В чем-то мои подозрения, впрочем, подтвердились - она действительно как будто в сотый раз проговаривает какие-то общие места (а может быть, они в том числе и благодаря ей стали общими местами); но лишний раз отрефлексировать то, что кажется очевидным, бывает полезно.
27 января 2014 г. 00:38
405
3
В целом всё по делу, ряд интересных примеров снова, но можно было бы плотнее дать эту мысль.