0

Моя оценка

Маленький Мишель Нострадамус болеет и видит, как в небе из облаков собираются тревожные картины будущего. Маленький Филипп Лесанж знакомится с дьяволом по имени Август, который дарит ему золотой амулет и безграничное могущество. Многие хотят заполучить амулет Лесанжа, но дьявол их наказывает.

Этот текст был напечатан в бумажном литературно-художественном журнале «Za-Za», № 2 (32), 2017, Дюссельдорф.

Маленький Мишель Нострадамус болеет и видит, как в небе из облаков собираются тревожные картины будущего. Маленький Филипп Лесанж знакомится с дьяволом по имени Август, который дарит ему золотой амулет и безграничное могущество. Многие хотят заполучить амулет Лесанжа, но дьявол их наказывает. Благодаря черной магии Лесанж губит людей, теряет друзей, ловит рыбу и сотворяет Наполеона. Наполеон идет войной на Российскую Империю. Старец Зосима отправляет карела Оскара украсть девочку, которой Лесанж вложил в грудь наполеоново сердце. Оскар женится на девочке. Наполеон проигрывает битву. Лесанж попадает в плен и в ссылку в Петрозаводск, где коротает время в бильярдной и пересказывает свою жизнь ссыльному декабристу. Декабрист пишет стихи. Дьявол мерзнет, Зосима излучает тепло. Со временем Лесанж теряет интерес ко всей этой «магической петрушке», и ровно на слове «петрушка» читатель в первый и последний раз испытывает к герою сочувствие. Август и Зосима спорят, выбрать ли Лесанжу свет или тьму в конце жизни, а Лесанж, кажется, наконец-то понимает, что все это время никаких Августа и Зосимы не было, он просто разговаривал сам с собой.

Не верьте тем, кто говорит, что эта история «захватывает с первых строк и вводит в тайные секреты мироздания». Захватывает скорее недоумение. «Секрета» у автора три: 1) зло и добро — две равноправные части мира, и ни одно из них не абсолютно; 2) все беды на земле происходят по воле высшей силы; 3) нет пророка ни в каком отечестве. И тут не может не впечатлить смелость автора, взявшегося за темы, допустим, Гете и Булгакова и решившего на шестидесяти журнальных страницах высказаться буквально в духе немецкого романтизма (никакой иронии!), сжатого до пиксельной ряби. С гардемаринами, кораблями, горящей Москвой, сибирской ссылкой и неловким слогом, как будто с 1812 года литература в самом деле никуда не двигалась — никто и не заметит.

Есть мудрое мнение, что о плохих книгах лучше молчать, не привлекать к ним внимания. Но «Битва Августа» — повесть, которая не иначе как дьявольским путем оказалась в вообще-то вполне достойном лонг-листе премии «Нос», о чем промолчать невозможно. Обычно жюри этой премии складывает список, лавируя между расшифровками «новая словесность» и «новая социальность», потому что и того, и другого одновременно на двадцать книжек за год не набирается. Каждый год в этом списке оказывается пара-тройка «темных лошадок», которые потом оказываются дневниками старообрядца или сатирической демонологией, написанной будто бы неизвестным автором. И каждый год кажется, что ну уж это-то куда, елки-палки. А в следующем году опять что-нибудь дивное найдется. Так вот повесть Алексея Зикмунда — совершенно искренний, незамутненный, честный плевок и на новую словесность, которой там нет ни грамма, и на новую социальность, которая существует где-то в параллельном автору мире. Просто чтоб вы знали.

Елена Макеенко, "Новая русская проза: октябрь", gorky.media

Форма: роман

Дата написания: 2017

Первая публикация: 2017

Номинант: 2018 г.НОС (Премия Новая словесность)

Популярные книги

Всего 732

Новинки книг

Всего 241